КАК МОТИВИРОВАТЬ УЧЕНИКОВ?
РОДИТЕЛЬСКАЯ СТРАНИЦА
Одно из средств и, можно сказать, гарантия достижения успеха в любом деле – это мотивация. Процесс обучения, конечно же, не является исключением. Хорошая мотивация помогает ученику преодолеть все трудности, побороть лень, правильно расставить приоритеты. Мотивированный ученик, пусть даже не отличающийся особыми способностями и талантами, имеет больше шансов достичь успеха, нежели талантливый, но не имеющий мотивации ребенок.
Для лучшего результата должны взаимодействовать три стороны: сам ученик, его родители и учителя. Если функция родителей в этом деле реализуется дома, то в школе мотивация детей возлагается на плечи учителя. Кто, как не профессионал своего дела, человек, знающий свой предмет и психологию детей, может лучше заинтересовать учеников и привить тягу к новым знаниям, желание развиваться? Ниже преподаватель белорусского языка и литературы, чешского языка Юлия Сныткина приведет несколько советов для учителей, которые помогут им поднять мотивацию в классе.
1) Хвалите за успехи при всем классе, а неудачи обсуждайте один на один. Первый и основной способ мотивации учеников на уроке – отмечать успехи ребенка вслух. Правильный ответ, выученное наконец правило, активная работа – все это заслуживает похвалы от учителя. Обязательно нужно обратиться к ученику по имени и конкретно указать, почему он сегодня молодец: «Ваня, ты сегодня молодец: отлично выучил правило и все задания выполнил верно!». Как это работает? Дело в том, что пока вы говорите эту долгую фразу в адрес ученика, он находится в центре внимания класса. В следующий раз он снова захочет оказаться на пьедестале почета. Если же вы отчитаете ученика за неудачу перед всем классом, то, скорее всего, испортите к себе отношение, и вряд ли после этого ученик будет стараться на ваших уроках.
2) Заведите традицию в конце урока определять тройку лидеров – самых старательных учеников. Здесь, главным образом, работает соревновательный момент. В данном случае у детей, конечно, не будет каких-то высоких целей, однако каждый ребенок любит играть, особенно выигрывать. Учениками на уроке будет править азарт, каждый будет стараться переплюнуть другого своими знаниями. В итоге мы получаем такой результат: ученики внимательны, подкованы в теме, активно работают на уроке, «лес рук» и прочие радости учителя.
3) Выполнение заданий в командах. Данный прием также основан на соревновательном моменте. Можно разделить класс на две или более команд и дать им одинаковое задание, которое нужно выполнить за определенное время. Команда, которая справится с заданием лучше и/или быстрее, выигрывает. Однако следует обратить внимание, все ли члены команды задействованы в процессе. Ведь часто бывает так, что пара человек работает, а остальные просто сидят и ждут, когда всю работу выполнят за них. Вот и получается, что лавры пожинает вся команда, а похвалы на самом деле заслуживают лишь единицы.
4) Используйте систему бонусов. Суть приема заключается в том, что ученики за свои успехи набирают очки. Когда ребенок собрал достаточное количество очков, получает какое-то поощрение, например, освобождается до домашнего задания. Нужное количество очков для получения бонуса определяет учитель, исходя из общего уровня класса и особенностей учеников. Установите такой потолок, чтобы его невозможно было достичь за один-два урока.
5) Попробуйте ввести метод «кнута и пряника». Этот метод напрямую связан с домашним заданием. Кроме домашнего упражнения из учебника подготовьте дополнительное задание на карточках (чтобы ученики не смогли списать с решебников и прочих источников). Для тех, кто старался на уроке, хорошо выучил правило и активно применял теоретические знания на практике, это задание не будет являться необходимым. Те, кто просидел на уроке без дела и не смог ответить по теме, будут вынуждены выполнить два домашних упражнения. Впоследствии ученики, которые постоянно получает «добавку», будут на уроке более активными.
6) Следующим приемом является так называемый «Плакат успехов». Это своеобразная система дополнительных поощрений за успехи. Ученики могут принести свои маленькие фотографии, которые нужно приклеить на большой ватман. У каждого ученика должен быть свой квадратик на плакате, куда вы сможете приклеивать наклейки или что-то рисовать каждый раз, когда ученик был активным на уроке. Вы можете менять плакат каждую четверть или каждый год. Храните заполненные плакаты, чтобы после показать ученикам. Когда ребята будут видеть свой прогресс или его отсутствие, их мотивация будет расти.
7) Сделайте свои уроки интересными, составляйте материал, актуальный для учеников (примеры и т.д.). Последний и самый главный метод, который поможет учителю мотивировать своих учеников, – это интересные и актуальные для детей уроки. То, как вы подаете материал, как его объясняете и какое оборудование используете, уже может помочь вам в мотивации ваших учеников. Используйте актуальные для детей примеры в объяснении материала, например, «Ваня мог спать 10 часов, 4 часа из которых он играл в Майнкрафт. Вопрос: сколько часов поспал Ваня?»; «У Ани 1000 подписчиков в Инстаграме, а у Сони – 850. Вопрос: сколько подписчиков нужно Соне, чтобы обойти Аню?».
8) Объясняйте, почему знания по вашему предмету важны. Сегодняшнее поколение детей по большей части не понимает, зачем нужна школа, когда есть множество других интересных для них занятий. Бывает так, что ученики просто не понимают, зачем им те или иные знания. Поэтому для их мотивации не будет лишним, если вы по возможности будете объяснять им, где та или иная информация им может пригодится, какие казусы могут произойти с ними, если они не будут осведомлены в вопросе. Также стоит отметить, чем определённые знания им могут помочь.
Итак, мы перечислили наиболее эффективные способы мотивации учеников учителями, однако эти 8 пунктов далеко не предел. Учитель – это в некотором роде творец: творец личности ученика, творец его ума. Именно поэтому вы сами можете придумать, как мотивировать своих учеников, ведь вы иногда знаете их даже лучше, чем родители.