Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся. Поэтому в настоящее время целью работы ГПД является организация жизни и деятельности группы продленного дня так, чтобы ребенку было хорошо и комфортно, чтобы он не просто был под присмотром, а полноценно жил и развивался.
В группе продленного дня очень важно правильно организовать свободное время школьника, сделать их досуг интересным и познавательным, дать возможность проявиться скрытым способностям ребенка.
Если учитель на уроках нацелен на выполнение учебной программы, то воспитатель во время работы с группой может опереться на то, что детям интересно, чем они хотят заниматься, чем живут сейчас, в данный момент.
Основные задачи организации второй половины дня:
- осуществление социальной помощи семье в воспитании детей за счёт организации свободного времени и полезной досуговой деятельности;
- решение проблем неуспеваемости и неуспешности в обучении и профилактика безнадзорности и правонарушений детей;
- обеспечение индивидуального развития детей за счёт взаимодействия общего и дополнительного образования;
- формирование навыков общения, принятых в современном обществе; социализация.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Если хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в ГПД с удовольствием, то:
1. Не говорите о ГПД плохо, не критикуйте воспитателя в присутствии детей. Придите в школу и постарайтесь во всём разобраться. Помните, воспитатели не желают плохого Вашему ребёнку.
2. Не спешите обвинять воспитателя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения. Помните! Родители несут ответственность за поведение своих детей. (Закон об ответственности родителей за воспитание детей) Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.
3. Имея свой жизненный опыт, отец и мать организуют просветительную работу с детьми для того, чтобы их сын или дочь имели отчетливые преставления, что такое хорошо и что такое плохо.
4. Пример родителей (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей.
5. 90% влияния на поведение детей оказывают родители. Семья - это первый устойчивый коллектив в жизни ребенка. Как было уже сказано, в процессе формирования личности семья играет главенствующую роль, подчеркнем - семья! Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок - благополучным или нет - зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между его членами.
6. Воспитанные родители, любящие и эмоционально уравновешенные, создают благоприятную среду для нравственного развития детей, для формирования у ребенка доброго и заботливого отношения к людям.
Задачи воспитателя группы продленного дня
1. Воспитатель должен:
• проверять посещение учащихся по журналу ГПД;
• узнавать мнение учителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей;
• узнавать об особенностях домашнего задания;
• в случае необходимости посещать уроки учителей;
• при необходимости вносить коррективы в план на день.
2. При организации питания воспитателю необходимо:
• организовать дежурство в столовой;
• проверить чистоту рук и полотенец;
• провести двухминутную этическую беседу;
• следить за поведением детей в столовой;
• оформить расчет в столовой;
• проследить за организованным уходом школьников из столовой.
3. Организуя отдых на воздухе, воспитатель обязан:
• организовать уборку и проветривание помещения;
• проследить за одеванием детей и их одеждой; • сообщить план отдыха;
• дать задание и распределить обязанности;
• вести наблюдение за самочувствием детей;
• проводить индивидуальные и групповые беседы;
• подвести итог отдыха; • проследить за порядком возвращения детей в школу.
4. Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении:
• организовать предварительную подготовку мероприятия;
• сообщить план работы; • следить за участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность;
• подвести итог занятия.
5. Во время самоподготовки необходимо:
• провести инструктаж; • определить время работы по каждому предмету;
• выбрать консультантов (группа доверия);
• проверить записи в дневниках; • организовать самостоятельную работу учащихся;
• контролировать слабоуспевающих, своевременно им помогать;
• анализировать выполнение домашнего задания учащимися; • подвести итог самоподготовки.
• своевременно информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.
6. По завершении работы ГПД воспитателю необходимо:
• назначить дежурных на следующий день; • проследить за уборкой класса;
• привести в порядок игровой уголок; • провести беседу с родителями;
• подвести итог работы.
7. Эпизодические обязанности воспитателя ГПД
Помимо вышеизложенных каждодневных обязанностей, воспитатель как педагог имеет и другие - эпизодические, выполняемые как в рабочее время, так и в нерабочее. К ним нужно отнести:
• обязанности по планированию; • составление годового календарно-тематического плана;
• подготовку расписания общеразвивающих занятий; • подготовку рабочих планов, разработок мероприятий.
Формы и методы деятельности воспитателя группы продленного дня
1. Рекомендации но организации выполнения учащимися домашнего задания (самоподготовка)
1.1. Выполнение уроков проводить в отведенном для этого классном помещении либо кабинете, который оборудован мебелью, соответствующей росту учащихся.
1.2. Начинать самоподготовку не позднее 16.00 (пока отмечается физиологический подъем работоспособности).
1.3. Ограничивать длительность выполнения домашних заданий: для II классов - 1,5-2 ч; для III-IV классов - 2-2,5 ч.
1.4. Предоставлять детям выбор очередности выполнения домашних заданий, рекомендуя начать с предмета средней трудности для данного ученика.
1.5. Предоставлять учащимся возможность устраивать индивидуальные перерывы по завершении определенного этапа работы, так как регламентированный перерыв часто отвлекает от самостоятельной работы и нарушает ход мыслей.
1.6. Проводить разминку (физкультминутку) длительностью 1-2 мин по мере появления утомления.
1.7. Предоставлять детям, которые закончили выполнение заданных уроков раньше других, возможность до окончания работы всей группы проводить время по интересам (в игровой, библиотеке).
2. Организация внеучебной деятельности ГПД (занятия в кружках, участие в различных зрелищных мероприятиях, художественная самодеятельность, тихие игры, чтение, просмотр телепередач и пр.)
2.1. Воспитателям следует планировать свою деятельность так, чтобы ежедневно в течение 1 —1,5 ч после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими интересами и желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. Продолжительность таких занятий, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляет не более 50 мин для учащихся II классов и 1,5 ч — для учащихся III—IV классов с 5—10-минутным перерывом в середине занятий.
2.2. Коллективные мероприятия, общешкольные вечера, концерты, сборы, диспуты, посещение театров, киноконцертных залов, экскурсии лучше организовывать в начале недели, когда у учащихся еще не наступило утомление, и не чаще 1-2 раз в месяц.
2.3. Просмотр телепередач следует проводить не чаще 1—2 раз в неделю с ограничением длительности до 30 мин; посещение кинотеатров, выставок, музеев, театров - не чаще 1-2 раз в месяц.
2.4. Важно правильно сочетать виды внеучебной деятельности на протяжении дня и рационально распределять их в течение недели. Наилучшим сочетанием видов деятельности на протяжении дня является двигательная деятельность на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на пришкольном участке) до выполнения домашних заданий с последующей деятельностью эмоционального характера (зрелищными мероприятиями, занятиями в кружках, чтением, играми, сборами и т. п.).
2.5. Большое значение для всестороннего развития личности учащихся имеет работа в кружках. Желательно создавать кружки для разных возрастных групп, с тем чтобы время их работы не совпадало со временем прогулки и самоподготовки. Каждый учащийся может участвовать не более чем в двух кружках, один из которых должен быть с преобладанием двигательной активности.
2.6. Для организации различных видов внеучебной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: актовый и спортивный залы, библиотеку, мастерские, кабинеты-лаборатории, а также расположенные рядом дома (дворцы) культуры, стадионы и т. п.
3. Организация питания ГПД
Организация питания требует от воспитателя своевременно направить в столовую дежурных, чтобы они накрыли столы. Во время обеда воспитатель следит:
• за аппетитом и самочувствием детей;
• за соблюдением санитарно-гигиенических норм и норм питания;
• за культурой поведения за столом;
• за культурой приема пищи;
• за осанкой воспитанников.
После обеда каждый воспитанник относит за собой посуду, дежурные вытирают столы; не рекомендуется переходить к активной деятельности 15-20 минут, чтобы не нарушалось пищеварение.
4. Организация активного отдыха на свежем воздухе
4.1. Значение прогулок:
• воспитание работоспособности;
• организация познавательной деятельности;
• осуществляется общение между товарищами и воспитателем;
• осуществляется нравственное воспитание ребенка;
• учит согласовывать свое поведение с общепринятыми формами поведения.
4.2. Требования:
• безопасность движения; • наличие познавательных моментов;
• разнообразие маршрутов.
4.3. Виды прогулок:
• спортивные; • ознакомительные;
• наблюдения; • демонстрационные;
• обзорные; • туристические;
• игровые; • поисковые;
• вольные.
4.4. Перед прогулкой воспитателю необходимо:
• определить ее вид; • установить цель;
• разработать маршрут; • выбрать место проведения;
• определить предстоящие затраты времени;
• разработать задания; • наметить виды деятельности учащихся;
• составить конспект прогулки; • проследить за тем, чтобы дети оделись в соответствии с погодой;
• провести инструктаж о времени, цели прогулки, правилах поведения и технике безопасности, дать конкретные поручения;
• рассказать о маршруте и заданиях; • назначить ответственных.
Перед прогулкой воспитатель должен проверить участок для предотвращения детского травматизма и принять противотеррористические меры (при обнаружении посторонних предметов поставить в известность администрацию школы).
4.5. Прогулка включает:
• движение детей по намеченному маршруту; • выполнение предусмотренных заданий;
• организованное наблюдение; • беседу воспитателя по теме прогулки;
• свободную самостоятельную деятельность школьников.
В конце прогулки необходимо кратко подвести итоги на постоянном месте сбора. Каждая прогулка завершается обобщающей беседой с вопросами: «Что вы видели?», Какой сделали из этого вывод?» Это важно, так как всякая последующая прогулка потребует от учеников новых наблюдений и серьезного внимания.
В зависимости от погодных условий воспитателю необходимо проследить за одеванием детей.
4.6. Правила одевания:
• одеваться нужно снизу вверх, т. е. сначала надевают теплые штаны, кофты, затем верхнюю одежду и обувь;
• все пуговицы должны быть застегнуты правильно, шнурки завязаны аккуратно;
• воспитатель проверяет, как одеты дети (можно проводить эту процедуру в игровой форме, например объявив конкурс на скорость и аккуратность);
Исходя из целей и задач, необходимо проинструктировать детей о поведении во время прогулки, о правилах безопасности в целях предотвращения травматизма. Инструктаж должен быть кратким, четким, доступным детям. Во время пребывания на воздухе воспитатель проводит работу в соответствии с планом, следит за самочувствием и настроением детей. По окончании прогулки воспитатель подводит итоги, обеспечивает порядок возвращения в школу, организует раздевание и следит за тем, чтобы дети привели в порядок обувь и одежду.
5. Игровая деятельность
По окончании самоподготовки необходимо организовать игровую деятельность. При работе в одновозрастной группе (I—II классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям. Это помогает снять эмоциональное и психическое напряжение.
Необходимые условия для успешной игровой деятельности:
• естественность; • теплая забота и принятие;
• полный эмоциональный контакт.
Организация игровой деятельности планируется на всю учебную неделю. При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:
• не дублировать деятельность первой половины дня (если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или сюжетно- ролевые);
• игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка;
• играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков;
• игра не должна быть подготовкой к клубному часу (если игра носит развлекательный характер, планируется мероприятие другой направленности);
• использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист).
6. Клубные часы
Клубный час - это мероприятие, проводимое в воспитательных целях. Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия. При необходимости можно привлечь к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива - педагога-организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др.
7. Работа по благоустройству и оборудованию группы
Обстановка в группе продленного дня по возможности должна быть приближена к домашней. Главная задача воспитателя — сделать пребывание ребенка в группе комфортным и приятным. Создать уют можно с помощью детей, родителей, спонсоров и т. д. Можно оформить группу работами детей для повышения их самооценки и для того, чтобы показать родителям способности детей. В группе должны быть цветы, они создают спокойную атмосферу и пригодятся для трудового воспитания (бытовой и общественно-полезный труд).
Целесообразно зонировать группу: игровой уголок, уголок самоподготовки, уголок психологической разгрузки для детей. Уголок психологической разгрузки должен быть отгорожен от остального помещения, например, маленькой ширмой. Он необходим для того, чтобы ребенок при желании мог побыть один. Это ему необходимо, чтобы отрефлексировать всю полученную за день информацию и впечатления, т. е. выработать собственное отношение к событиям и к людям путем осознания полученной информации.
8. Работа с родителями
Работа с родителями - одно из важнейших направлений работы воспитателя группы продленного дня. Готовясь к встрече с родителями, он должен продумать тактику общения с каждым взрослым. При этом воспитатель должен помнить, что дети берут с него пример, учатся общаться и вести себя в социуме.
Не следует начинать разговор с родителями с претензий к воспитанности ребенка. Воспитание - это общая задача родителей и педагога, и результат будет высоким, только если они едины в своих требованиях. «Сначала о хорошем» — вот девиз воспитателя. Например, можно рассказать родителям даже о незначительных достижениях их ребенка, похвалить его в присутствии родителей. Это повысит его самооценку и рейтинг педагога как друга. Если нарушения в течение дня были незначительны и ученик уже был за них наказан, не стоит повторять содержание проступка. Если воспитатель нуждается в помощи родителей, необходимо сформировать их мотивацию на оказание таковой.
Примерная должностная инструкция воспитателя группы продленного дня
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция разработана на основании Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785, приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.08.1995 № 463/1263 и распространяется на всех сотрудников данной категории школы.
1.2. Воспитатель группы продленного дня школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.
1.3. Воспитатель учебной группы непосредственно подчиняется заместителю директора по учебно-воспитательной работе (начальное звено).
1.4. Основное назначение должности состоит в замене семейного попечителя, воспитателя и надзора за детьми в период нахождения их в воспитательных группах школы.
1.5. Воспитатель в своей работе руководствуется учебными программами, расписанием, уставом школы, нормами и правилами охраны труда и техники безопасности и настоящей Инструкцией.
2. Функции воспитателя ГПД
2.1. Организует и проводит внеурочную учебную и воспитательную работу в закрепленной группе, а также общественно полезную и культурно-досуговую работу с детьми группы.
3. Должностные обязанности воспитателя ГПД
3.1. Формирует у воспитанников нравственные навыки к учебе, труду, общественной собственности и личному имуществу, навыки культурного поведения.
3.2. Контролирует выполнение учащимися режима дня, организует выполнение домашних заданий, проведение культурно-досуговых, оздоровительных и других мероприятий.
3.3. Вовлекает учащихся в художественное, научно-техническое творчество, спортивные секции, клубы по интересам.
3.4. Поддерживает постоянную связь с родителями и преподавателями, добивается единства педагогических требований к учащимся.
3.5. Планирует воспитательную работу в закрепленной группе, обеспечивает выполнение плана, участвует в методической работе и повышает свою квалификацию.
3.6. Вносит предложения по совершенствованию воспитательной работы.
3.7. Осуществляет эстетическое воспитание.
3.8. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности учащихся, их семейные обстоятельства и жилищно-быто- вые условия.
3.9. Координирует свою работу с работой классного руководителя.
3.10. Ведет установленную документацию по группе, представляет администрации сведения об успеваемости и поведении, готовит характеристики на учащихся закрепленной группы.
3.11. Принимает детей от учителей, родителей или лиц, их заменяющих, по списку.
3.12. Добивается соблюдения учащимися Правил внутреннего трудового распорядка школы, соблюдения этических норм и культуры поведения, бережного отношения к имуществу школы.
3.13. Организует и контролирует питание детей закрепленной группы.
3.14. Ведет среди воспитанников пропаганду здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками, контролирует внешний вид учащихся и соблюдение ими правил личной гигиены.
3.15. Обеспечивает строгое соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, а также противопожарных правил.
3.16. Изымает незамедлительно пожароопасные предметы и устройства, сигареты, папиросы, табак, спиртные напитки, наркотические и токсические вещества, доводит об этом до сведения заместителя директора по воспитательной работе в письменном виде.
4. Права воспитателя ГПД
Воспитатель имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Самостоятельно выбирать формы, методы воспитательной работы с детьми и планировать ее, исходя из педагогической целесообразности.
4.2. Участвовать в работе педагогического совета школы.
4.3. Давать обязательные распоряжения учащимся группы.
4.4. В необходимых случаях вызывать от лица школы родителей учащихся.
5. Ответственность
5.1. Воспитатель несет дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение или не использование без уважительных причин служебных обязанностей, предусмотренных пунктом 3 настоящей Инструкции, а также за нарушение Правил внутреннего распорядка и устава школы.
5.2. Дисциплинарное взыскание в указанных случаях налагается приказом директора школы после истребования объяснений в письменной форме и с соблюдением сроков, установленных законодательством о труде. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с работы применяется не иначе как с учетом мнения профсоюзного органа школы.
5.3. В случае совершения воспитателем аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, трудовой договор с ним расторгается приказом директора школы по пункту 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Воспитатель группы продленного дня:
6.1. Работает в режиме 6-часового дня исходя из 30-часовой рабочей недели установленной нагрузки по расписанию, утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть.
6.3. Представляет заместителю директора письменный отчет о проделанной работе.
6.4. Получает от директора школы информацию нормативно- правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.
6.6. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.