Необходимые информационные материалы для работы классного руководителя с родителями и учащимися начальной школы
Данное исследование можно предложить родителям тогда, когда классный руководитель только набирает 1-ый класс или берёт новый коллектив в начальной школе. Результаты исследования помогут определить отношение родителей к школе и предупредить проблемы в общении родителей и школы.
Характеристика учащегося
Фамилия, имя учащегося ____________________________
Домашний адрес ___________________________________
Домашний телефон _________________________________
Сведения о семье (полная, неполная, опекунская, работающие родители, родители-пенсионеры и т.д.) _______________________________________________________
Чем обусловлен выбор родителями данного учебного заведения для обучения ребёнка? ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Любимые занятия ребёнка _____________________________
Нелюбимые занятия ребёнка ____________________________
С чем связаны Ваши страхи при поступлении ребёнка в школу? ___________________
Какие чувства испытывает ребёнок при поступлении в школу? ____________________
Назовите лучшего друга вашего ребёнка ______________________________________
Назовите вредные привычки ________________________________________________
Прочитайте внимательно приведённые ниже качества личности и определите те из них, которыми обладает или не обладает ваш ребёнок.
Самостоятельный да нет
Ответственный да нет
Добросовестный да нет
Активный да нет
Волевой да нет
Конфликтный да нет
Обидчивый да нет
Агрессивный да нет
Эмоциональный да нет
Дружелюбный да нет
Усидчивый да нет
Капризный да нет
Какое общественное поручение в классе можно доверить Вашему сыну (дочери)?____________________
Каких изменений Вы ждёте в своём ребёнке после первого года обучения? _________________________
Что бы Вы могли порекомендовать педагогам, работающим с Вашим ребёнком?_____________________
На что Вы хотели бы обратить внимание педагогов, работающих с Вашим сыном, дочерью? ___________
Какую помощь Вы могли бы оказать классному руководителю в работе с учащимися?_________________
От чего Вы хотели бы предостеречь педагогов, работающих с Вашим ребёнком?______________________
Какие мероприятия Вы считаете необходимыми в классном коллективе?_____________________________
Спасибо за помощь!
Хорошим подспорьем в работе классного руководителя начальной школы по изучению коллектива родителей может стать исследование отношений родителей к классу вообще и отдельным учащимся в коллективе. Данное исследование может помочь изучить мнение родителей о положении собственного ребёнка в классном коллективе, а также демонстрирует классному руководителю знание родителей о взаимоотношениях в детском коллективе. Это знание помогает родителям скорректировать систему воспитания детей, посмотреть на своего ребёнка как бы со стороны.
Исследование 1. Исследование мнения родителей о взаимоотношениях их ребёнка в классном коллективе
Прочитайте характеристики в левой стороне анкеты и определите согласно перечисленным характеристикам своё мнение о взаимоотношениях вашего ребёнка с учащимися класса, указав в правой стороне тех учащихся из класса, с которыми у него сложились указанные отношения.
Моё мнение о взаимоотношениях моего ребёнка с классом |
Фамилии и имена учащихся |
1.Это саамы близкие для моего ребёнка в классе люди, с которыми он чувствует себя комфортно |
|
2.Эти ребята не являются друзьями моего ребёнка, но иногда он проводит с ними своё свободное время |
|
3.Я знаю, что с этими ребятами ему очень хотелось бы подружиться |
|
4.Эти ребята не принимают его в свои игры |
|
5.С этими ребятами мой ребёнок общается только по необходимости |
|
6.Эти ребята бывают в нашем доме, и мы это приветствуем |
|
7.С этими детьми наш ребёнок общаться не должен |
На основе данного исследования классный руководитель может построить систему воспитательной работы по налаживанию взаимодействия родителей с собственными детьми и детей класса друг с другом. На основе исследования может быть построена программа работы с родительско-ученическим коллективом, в которую могут и должны войти такие формы работы с семьёй, как:
- консультации для родителей, по мнению которых их дети лишены общения с детьми класса или они
игнорируют других детей;
- родительские собрания по теме общения детей и родителей;
- встречи со специалистами по данной проблеме;
- дискуссии и обсуждение специальной литературы;
- совместные мероприятия детей и родителей, которые позволили бы увидеть детей в неформальном общении друг с другом;
- организация тренингов родительско-детского взаимодействия по определению проблем в общении детей друг с другом и с родителями;
- переписка с родителями по данной проблеме;
- ведение дневниковых записей наблюдений родителей по данной проблеме.
Учитель начальных классов играет важную роль в том, насколько хорошо адаптируются учащиеся 4-х классов на среднем этапе обучения в школе. Это связано не только с хорошей общеучебной подготовкой детей, но и с умением классного руководителя подготовить как можно больше информации о своём классе, которую он сможет передать тому классному руководителю, который будет работать с детьми в 5-м классе.
Помочь ему в этом может диагностическая карта, которую учитель начальных классов ведёт в своём классе в течение четырёх лет. В карту вносятся коррективы каждый год с учётом тех изменений, которые происходят в ребёнке. Диагностическая карта создаётся по коллективу учащихся и родителей. Она может выглядеть так.
Исследование 2. Диагностическая карта выпускного класса
(заполняется на лист формата А3)
Класс ____________________________
Классный руководитель ___________________________________________
Фамилия. имя уча- щегося |
Состоя- ние здо- ровья |
Успевае- мость |
Основ- ные досто- инст- ва |
Основ- ные недос- татки |
Увлече- ния, интере- сы |
Вред- ные привы- чки |
Положе- ние в Коллек-тиве |
Выпол- няемые поруче- ния |
Принад- лежность к орган., неформ. группам |
На основе диагностической карты по коллективу учащихся классным руководителем начальной школы ведётся диагностическая карта родительского коллектива, которую он ведет с 1-го класса по 4-й класс и передаёт её классному руководителю 5-го класса. Данная иагностическая карта поможет классному руководителю пятиклассников не только быстро познакомиться с коллективом родителей, но и максимально ответственно и неформально подойти к планированию работы с семьёй, определить формы и методы привлечения семей к участию в жизни детского коллектива.
Основные графы диагностической карты определяют требования к организации работы классного руководителя с семьёй в начальной школе. Используя разнообразные формы работы с семьёй, собственную систему работы с родителями, классный руководитель начальной школы должен изучить:
- особенности семейного воспитания в семье;
- основные достоинства и недостатки семейного воспитания;
- увлечения и интересы семьи;
- вредные привычки семьи;
- взаимоотношения родителей и детей в семье;
- нравственную атмосферу семьи;
- отношение семьи к школе.
Исследование 3. Диагностическая карта коллектива родителей выпускного класса (заполняется на лист формата А3)
Класс _____________________________________
Классный руководитель ________________________________________________
Фамилия, Имя, отч. роди- телей |
Особен. семей- ной ситуации |
Основн. достои- нства семейн. воспит. |
Основн. недост. семейн. воспит. |
Увлеч., интере- сы семьи |
Вред- ные при- вычки семьи |
Взаимо- отноше-ния де- тей и ро- дителей |
Выпол- няемые поруче- ния роди- телями в классе |
Нравст- венная атмос- фера семьи |
Отноше- ние к школе |