Организация педагогического процесса в дошкольном учреждении
Для воспитания личности необходима особая организация педагогического процесса в дошкольном учреждении, подразумевающая прежде всего психологически бережное отношение к личности ребенка, уважение в нем человека, имеющего право на личную жизнь. Жизнь в дошкольном учреждении должна быть организована так, чтобы как можно меньше прерывать деятельность детей и мешать ей.
Это находит отражение в гибком режиме под условным названием «Подвижное в неподвижном». Суть его - в свободном выборе воспитателем деятельности детей в зависимости от поставленных им задач, погодных условий, объема и сложности обучающего материала.
Воспитатель сам решает, в каких формах и видах деятельности он будет решать те или иные воспитательно-образовательные задачи. Он обязан продумать стиль и модель общения с воспитанниками, позаботиться об эмоциональном фоне детской деятельности.
Известно, что отношения детей с воспитателями играют огромную роль в формировании их личности, В речи воспитателя, в примерах, которые он демонстрирует своим поведением, ребенок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития.
В своих отношениях с детьми воспитатель должен помнить о том, что:
- ребенок ему ничего не должен; это он должен помочь ребенку стать более состоятельным и ответственным;
- в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает, и только с учетом его состояния и интересов требовать от него соблюдения социальных норм и правил;
- навязывание правил и требований против воли детей - это насилие, даже если намерения взрослого преследуют благие цели;
- запретов и требований не должно быть много - это ведет к пассивности и низкой самооценке воспитанников;
- тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи воспитателя так же, как и драчун и егоза;
- благополучная социальная ситуация развития - лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития.
Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.
Воспитатель при отборе методов и приемов взаимодействия с детьми должен помнить следующее:
- Обеспечивать успех во всех делах ребенка, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи - его задача.
- Хвалить надо от души, а верить и доверять безоговорочно.
- Необходимо договариваться, находить общее решение, уступать желаниям.
- Прощать следует искренне.
- А вот сравнивать детей, ставить их друг другу в пример, а также приказывать, требовать жестко не следует.
- При организации жизни детей целесообразно учитывать задачи развития и воспитания, возраст детей, их интересы, потребности и возможности.
- Выбор содержания деятельности должен идти от детей, их желаний и уровня развития. Дети должны быть участниками планирования деятельности: их вопросы, идеи, предложения, особенности поведения, опыт жизни в детском саду и за его пределами - важнейшие критерии отбора содержания воспитания и обучения и сроков его реализации.
Благодаря такому открытому планированию детям предлагают то, что для них значимо в данный момент жизни. Открытое планирование требует перестройки деятельности воспитателя, которая должна стать свободной от жесткой методической и содержательной регламентации.
В работе воспитателя всегда присутствует определенная доля импровизации. А для этого необходимо особое профессиональное умение - умение длительно и систематически вести наблюдения за детьми, анализировать и интерпретировать результаты наблюдений, которые и становятся основой открытого планирования.
Таким образом, педагогический процесс должен базироваться на двух основаниях:
- на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания программы (стратегия педагогического процесса);
- на педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса).
Детально запрограммировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления вносят свои коррективы в запланированную деятельность. С целью охраны физического и психического здоровья детей, внесения размеренности в их жизнь необходимо поддерживать ее стабильные компоненты, осуществлять привычные для детей ритуалы: режимные моменты (сон, питание, прогулка), систематические занятия, утреннюю гимнастику, обсуждение предстоящих дел и т.п.
Наряду с этим в повседневную жизнь важно вносить элементы сюрпризности с тем, чтобы разнообразить ее, сделать радостной и интересной; сохранить специфику игры и обучения, одновременно давая простор для реализации позитивных детских замыслов.
Нынешние дети живут в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Их развитие не может не зависеть от этого. И не учитывать данное обстоятельство - значит заведомо создавать тупиковые ситуации в развитии ребенка.
Ведь еще Л.С. Выготский подчеркивал, что обучение не должно плестись в хвосте развития, оно должно опережать его. Но фраза Выготского, к которому всегда апеллируют сторонники «раннего обучения», многократно повторяя, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой», имеет окончание: «но обучать ребенка возможно только тому, чему он способен обучаться». И это существенно меняет дело: есть еще один важный момент, который нельзя не учитывать. Поэтому, приступая к работе с детьми дошкольного возраста, важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность жизни детей.
Для этого необходимо следующее:
- Помните: принудительное обучение чему-либо бесполезно. Обучение надо организовать таким образом, чтобы ребенок занимался с желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять усилия ребенка и само его стремление узнать что-то новое, научиться новому.
- Знайте: только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.
- Учитывайте: лучше слышат того, кто тише говорит.
- Помните: у каждого ребенка свой срок и свой час постижения: «Чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро» (Ж.-Ж. Руссо)
- Сравнивайте достижения ребенка только с его же собственными, но не с достижениями других людей; избегайте отрицательных оценок и личности ребенка в целом, и результатов его деятельности.
Обучая детей, учитывайте их индивидуальные особенности. Максимум внимания уделяйте отстающим: с новым материалом их нужно знакомить раньше, чем других детей (они должны опережать, а не догонять группу).
Средства наглядности должны иметь границы, т.е. соответствовать возрасту детей, их возможностям, а также программным задачам, этапу усвоения материала.
Обучение должно происходить в контексте практической и игровой деятельности детей, в процессе решения ими проблемных задач.
Должны быть созданы условия для использования ребенком поисковых способов ориентировки: чаще обращайтесь к детям с заданиями - подумать, догадаться.
При выполнении заданий у ребенка должна возникнуть потребность в знаниях, в том числе способов решения задач.
Дети должны научиться точно и связно выражать свои мысли: не нагружайте их обилием терминов - объясните суть выражаемых ими понятий. Понимание важнее запоминания!
Ныне признано всеми: без обучения не может быть развития. Что это означает с точки зрения дошкольников? Это правильно построенный процесс обучения, направленный на сохранение самобытности и специфики дошкольного детства, нормального хода развития детей. Такой процесс предполагает разнообразие форм организации обучения и возвращение первоначального значения слову «занятие» - заниматься с детьми чем-то интересным и полезным для их развития, но не в форме школьного урока, заниматься подгруппами, которые могут формироваться в соответствии:
- с медицинскими показателями, особенностями темперамента и складывающегося на его основе характера (подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность и неуравновешенность);
- с темпом и общим уровнем развития каждого ребенка, его умственными способностями и эмоциональным и нравственным развитием;
- со склонностями, интересами и предпочтениями самих детей;
- с содержанием педагогического процесса.
Из сказанного следует: подгруппы формируются всякий раз по-разному. Чрезвычайно важно, чтобы комплектование групп не носило статичного характера: каждый ребенок всегда должен иметь потенциальную возможность перейти в другую подгруппу на основании динамики его развития и смены интересов.
Методологические подходы к организации занятий с детьми дошкольного возраста
(памятка для воспитателя)
1. Образовательная ситуация на занятии конструируется так, чтобы ребенок обязательно занимал активную позицию: в процессе деятельности он должен быть то слушающим, то наблюдающим, то действующим.
2. На занятии должен главенствовать дух открытия.
3. Обязательны смена мизансцен и движение.
4. Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде.
5. Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа (учить детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину).
6. Помнить о необходимости развития речи в любых формах деятельности.
7. Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю.
8. Учить детей видеть возможность многовариантности выполнения заданий.
9. Статическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия. Продолжительность работы в ученических тетрадях (в клетку) или на печатной основе на занятиях по обучению грамоте или математике - не более 10 минут на одном занятии.
10. В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения.
11. Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
Содержание занятий должно быть направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Именно такое обучение является личностно ориентированным: в его процессе складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности, таких, как самостоятельность (способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром; свобода индивида в своих поступках и ответственность за них); инициативность (способность начать какую-либо игровую и продуктивную деятельность и вовлечь в нее других детей); ответственность (сознательное соблюдение моральных принципов); творчество (творческое воображение, любознательность, интерес к бытовым и техническим приспособлениям, достижениям научно-технического прогресса); компетентность (определенный объем знаний и субъективный опыт в разных сферах окружающей действительности, в том числе в способах познания, простейших измерениях, экспериментировании с предметами); коммуникативность (способность добиваться социальной общности при сохранении собственной индивидуальности); воля, или произвольность (способность управлять своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами).
Известный ученый А.В. Запорожец неоднократно подчеркивал, что «основы всестороннего развития личности будущего гражданина закладываются в первые годы жизни ребенка в детстве... От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом зависит его будущее, эффективность его дошкольного обучения, а затем и все последующее формирование всесторонне развитой личности». Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен быть нацелен на развитие личности каждого ребенка.