НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В рамках месячника психологического здоровья, учащимися школы создан виртуальный информационный стенд.( для просмотра нажми здесь)
Если у вас проблемы, и вы не знаете, куда вам обратиться.
Если просто вам нужна помощь.
Если вы хотите поделиться своими достижениями или переживаниями.
Или вы хотите общения.
Мы ждем вас!
Мы – это:
-
Команда квалифицированных специалистов;
-
Доверие и открытость;
-
Взаимопонимание и уважение;
-
Поддержка и надежда на будущее.
Вы можете обратиться к нам:
Левкович Ж.И. – педагог-психолог
Окулевич А.З. – педагог социальный
Тел. 2 - 02 - 52 (согласно графика работы специалистов Гравжишковской базовой школы)
Мы работаем:
График консультаций педагога социального и педагога-психолога
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ АКЦИЯ "ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ"
Уважаемые родители!
Задумывались вы хотя бы иногда, почему наказываете ребенка?
А каковы причины плохого поведения вашего сына или дочери?
Мотивы проблемного поведения детей:
1. борьба за внимание - если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями, чем никакого.
2. борьба за самоутверждение - поведение направлено против чрезмерной власти или опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений) выражается в упрямстве, своеволии, действии наперекор.
3. желание отомстить - в случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо, пусть и вам будет плохо.
4. потеря веры в собственный успех - из-за сформированной низкой самооценки, ребенок приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится", и внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.
При использовании родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей к агрессивному поведению!!!
Следует учитывать следующие недостатки наказаний:
Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит, что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.
Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка. (Например, если на ребенка повышают голос дома - это может ему
понравиться, так как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников, т.е. выделяет его).
Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.
Правила наказания
1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.
3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть "на всякий случай", даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
4) За один раз можно наказать только за один проступок. "Салат" из наказаний не для детей.
5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
6) Наказан, значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
Нельзя наказывать лишением любви!
Поведение, которое стимулирует злость и провоцирует конфликт
- Повышенный голос
- Высказывание "Я здесь главный"
- Настаивание на позиции "последнее слово моё"
- Нравоучения
- Сарказм
- Воздействие на самолюбие
- Демонстрация превосходства
- Использование неоправданной физической силы
- Вовлечение посторонних людей в конфликт
- Настаивание на том, что вы всегда правы
- Использование унижений, оскорблений
- Предостережения
- Обобщение, замечания типа: "Все вы дети одинаковые"
- Необоснованные обвинения
- Недовольство
- Ворчливость
- Передразнивание
- Сравнение с родственниками, другими учениками
- Командование, требование, доминирование
- Отчитывание за недостойное поведение
Давайте попробуеи выстраивать отношения без насилия в семье!
Ж.И.Левкович
педагог-психолог
(экстренной психологической помощи)
Регион |
Телефон |
Республиканская |
8-801-100-1611 |
г. Минск: |
|
для взрослых |
8 017290 44 44 8 017290 43 70 |
для детей и подростков |
8 017263 03 03 |
г. Брест |
8 016240 62 26 |
г. Витебск |
8 021261 60 60 |
г. Гомель |
8 023231 51 61 |
г. Гродно |
170 |
г. Могилев |
8 022247 31 61 |
Минская область |
8 017202 04 01 |
Центры дружественного отношения к подросткам
(информация по данным сайта:
г.Минск
Октябрьский р-н, ЦДП «Галс» УЗ «13-я городская детская клиническая поликлиника» Ул. Кижеватова, д.60, корп. Д тел. 375(017) 398-31-63;
Первомайский р-н, ЦДП «Вместе» УЗ «11-я городская детская поликлиника»
ул.Никифорова, 5 тел. 375(017) 264-36-39
Ленинский р-н, ЦДП «Парус надежды» УЗ «7-я городская детская поликлиника» ул.Плеханова, 127 тел. 375(017) 368 32 34
Заводской р-н, ЦДП «Успех» УЗ «23-я городская детская поликлиника» ул.Герасименко, 22,корп2, тел. 375(017) 291-20-39
Советский р-н, ЦДП«Ювентус» УЗ «17-я городская детская клиническая поликлиника» г. Минск, ул. Кольцова, 53/1 тел. 375(017) 261-02-19
Московский р-н, ЦДП «Доверие» УЗ «8-я городская детская поликлиника»
ул. Есенина, 66 тел. 375(017) 272-22-94
Центральный р-н, ЦДП «Синяя птица» УЗ «4-я городская поликлиника»
пр. Победителей 93, тел. 375(017) 369-74-00
Фрунзенский р-н, ЦДП «Юникс» УЗ «4-я городская детская клиническая поликлиника», ул. Налибокская,15 тел. 375(017) 209-85-61
Витебская область
ЦЗМ «Откровение» УЗ «Полоцкая детская поликлиника»
г. Полоцк, ул. Е. Полоцкой,18 тел. 8(0214) 42-76-55
ЦЗМ «Диалог» УЗ «Новополоцкая детская поликлиника»
г. Новополоцк, ул . Калинина,5 тел. 8(0214)51-90-90: +375295945276
Витебский ЦЗМ г. Витебск, ул. Чкалова, 14 В тел. 8(0212) 57-24-71
справка 8 (0212)57-78-79
ЦЗМ «Надежда» УЗ «Оршанская центральная поликлиника» детская поликлиника №1 г. Орша, ул. Пионерская, 15 тел. 8(0216) 51-17-21
Брестская область
ЦДП «Вместе» УЗ «Брестская городская детская поликлиника №1»
г. Брест, ул. Кирова, 82 тел. 8(0162) 20-96-71
ЦДП Надежда» УЗ «Пинская центральная поликлиника»
Филиал «Детская поликлиникаг. Пинск, ул. Завальная 18; тел.8(0165) 35-16-58
ЦДП «Контакт» УЗ «Барановичская детская городская больница»
г. Барановичи, ул. Чкалова 2 тел.8(0163)42-20-68
Консультативно-информационный центр «Диалог» УЗ «Столинская ЦРБ»
г.Столин, ул. Дзержинского, 102 тел. 8(0165)52-42-87
Гродненская область
ЦДМ «Контакт» филиал УЗ «Гродненская центральная городская
поликлиника» детская поликлиника №2
г. Гродно, ул. Гагарина, 18 тел.8 (0152) 96- 44- 66
ЦДМ «Позитив» г. Гроднотел.8 (0152)74-22-82
Гомельская область
Центр здоровья молодёжи «Юность» Филиал №3 ГУЗ «Гомельская центральная городская детская поликлиника» г. Гомель, ул.Быховская, 108 тел. 8(0232) 47-36-12, 47-86-14
ЦДП «Ветразь» УЗ «Жлобинская ЦРБ», детская поликлиника г.Жлобин,
ул. Воровского, 1; тел: 8(02334) 2-28-29
ЦДП «Новое поколение» УЗ «Светлогорская центральная районная больница» детская поликлиника г. Светлогорск, ул. Луначарского, 92 тел. 8(02342) 7- 07 - 19
ЦДП УЗ «Рогачевская ЦРБ» г. Рогачев, ул. Дзержинского, 17,
тел. 8(02339) 2-14-86
ЦДП «Гармония» УЗ «Речицкая центральная районная больница» родильный дом, женская консультация г.Речица, ул.Трифонова, 119
тел. 8(02340) 44393, 91133
ЦДП «Афродита» УЗ «Добрушская ЦРБ» г. Добруш, ул. Чапаева, 3
тел/факс: +375 (2333)7-64-37
Могилевская область
ЦДП «Импульс» УЗ «Бобруйская городская детская больница» филиал детская поликлиника № 2 г. Бобруйск, ул.Советская д.116 тел. 8 (0225) 70-43-53
ЦДП «Альтернатива» Филиал N 4 УЗ “ Могилевская детская поликлиника“
212036, г. Могилев, ул. Симонова, 55б тел. 488842, факс 8 (0222)484076
ЦДП «Доверие» УЗ «Горецкая центральная районная больница»
г. Горки пр.Интернациональный, 2 тел. 8 (0223) 3-615-05
Минская область
УЗ «Березинская центральная больница»
г. Березино, ул. М. Романович,6 тел.8 (01715)54229
ЦЗМ УЗ «Вилейская ЦРБ» г. Вилейка, ул. Маркова, 27
тел. 8 (01771) 5-64-51
ЦЗМ УЗ «Дзержинская центральная районная больница» детская консультация
г. Дзержинск, ул.Октябрьская,72 Тел.8 (01716) 6-51-99
ЦДП УЗ «Клецкая центральная районная больница»
г. Клецк, ул. Партизанская, 6 Тел.(8-01793) 53107
УЗ«Крупская центральная районная больница»
г. Крупки, ул. Черняховского, 2 тел.8 (017) 96-5 59 61
УЗ «Любанская центральная районная больница»
г. Любань, ул. Первомайская, 97А тел. 8 (01794) 54-1-34
УЗ «Молодечненская центральная районная больница», поликлиника № 1
г. Молодечно, ул.Ф.Скорины, 5 тел. 8 (0176) 769074
УЗ «Несвижская центральная районная больница»
г. Несвиж, ул.Сырокомли, 29 тел.8 (01770) 6 65 61
ЦПМ «Доверие» УЗ «Слуцкая ЦРБ»
Слуцк, ул. Чайковского, 21 тел. 8(01795) 5-31-10
ЦЗПиМ УЗ «Солигорская ЦРБ» г.Солигорск, ул.Коржа, 1 тел. 8 (0174) 22-11-22
ЦЗПМ УЗ «Столбцовская ЦРБ» г. Столбцы, ул. Ленинская, 164, тел.8 (01717) 54643
ЦДП УЗ «Червенская ЦРБ» г. Червень, ул. Барыкина, 60
тел.8(01714) 54783
ЦЗМиП « Доверие» УЗ « Борисовская ЦРБ», отделение ГУО « Социально – педагогический центр Борисовского района» г. Борисов, ул. 8 Марта, 6.
тел. 8 (0177) 6-67-10
ЦДП УЗ «Воложинская ЦРБ» г. Воложин, ул. М.Горького 13
тел. 8 (0177) 255733
ЦЗМиП УЗ «Жодинская центральная городская больница» городская поликлиника г. Жодино, ул. 50лет Октября, 17 тел.8 (01775) 3-48-46
УЗ «Копыльская центральная районная больница»
г. Копыль, ул. Советская, 50 тел.8 (01719) 54-3-04
Центр подростков и молодежи г. Логойск, ул. Победы, д.35.
тел. 8 (01774) 20-6-91
ЦЗПиМ УЗ «Минская ЦРБ» д.Боровляны, ул.Фрунзенская 1, поликлиника Минской ЦРБ, тел.5052585
ЦЗПиМ УЗ «Мядельская ЦРБ» г. Мядель, ул. Коммунистическая,23
тел. 59-1-35.
ЦЗПиМ УЗ « Марьиногорская ЦРБ» г. Марьина Горка,Пуховичский район, ул. Новая Заря 36 а, тел. 8(01713)60729
ЦДП «Родник надежды» УЗ «Смолевичская центральная районная больница»
222201 г.Смолевичи, ул. Первомайская, 101 тел. 8 (01776) 50834
ЦЗПиМ «Надежда» УЗ «Стародорожская центральная больница».
222910 Минская обл. г. Старые Дороги ул.Московская 82
ЦДП УЗ «Узденская ЦРБ» г. Узда, ул. Степанова, 11 Тел.(8-01718) 55576
Поговорим?
5 убийц мотивации
Было ли у вас такое: вы вставали с утра, лениво начинали день, с трудом заваривая чашку чая или кофе, ничего не хотели, не могли работать. Однако, вдруг напомнив себе о чем-то важном, и сразу же вдохновлялись и принимались за дело. Да еще и как – с азартом и удвоенной энергией. В том или ином проявлении, подобное характерно каждому из нас – мы умеем себя мотивировать, когда нам это нужно. Проблема лишь одна: нужно всегда об этом помнить.
Пять убийц мотивации, как правило, проявляют себя уже с самого утра. Стоит не обратить на них внимания, как сразу же пострадает ваша мотивация.
Еще одна проблема с мотивацией заключается в том, что будь вы хоть самым мотивированным человеком в мире накануне, скорее всего, на следующий день от этого не останется и следа. Нужно научиться вызывать в себе это состояние – осознанно, несколько раз в день. Уделим внимание убийцам мотивации. Каждый из них действует незаметно, поэтому важно замечать их появление и предпринимать действия для уничтожения.
Неблагодарность
Благодарность раскрывает полноту жизни. Она учит видеть то, что есть, а не то, чего нет. Она превращает ошибку в победу, хаос в порядок, путаницу в ясность.
Когда вас окружает неблагодарность, вам становится сложнее сосредоточиться на цели и быть вдохновленным. Такое настроение убивает мотивацию.
Эксперт по продуктивности Тим Феррис однажды сказал, что каждое утро мы должны составлять список того, за что благодарны – это самая мощная вещь, которую можно сделать, чтобы жизнь стала лучше.
Вот какие списки можно создать:
- Вещи, за которые мы благодарны.
- Вещи, которые окружают вас в данную секунду в конкретном месте, за которые вы благодарны.
- Создайте список плохих вещей, которые с вами случались и найдите в каждой из них десять позитивных сторон.
- Напишите благодарственное письмо или сообщение кому-нибудь.
Зависть
Когда вас охватывает зависть, вы слепы ко всему, что у вас есть (привет неблагодарность: убийцы мотивации часто пересекаются между собой), или считаете это бесполезным. Вы знаете только о зеленой траве, которая никогда не растет по вашу сторону от забора. Самое странное то, что какая она на другой стороне вы можете на самом деле и не знать.
Зависть концентрирует наше внимание на том, чего у нас нет. Это желание забрать что-то у другого человека. В таком мировоззрении нет творческого порыва, нет морали, нет ничего человеческого. И, конечно же, нет мотивации.
Очень важно, чтобы вы замечали зависть, которую испытываете. Это может быть даже подсознательное удовольствие, которое вы испытываете, когда другой человек терпит неудачу. Как только вы это заметили, поговорите с собой. Почему вы радуетесь этому? Как сделать так, чтобы зависти больше не было? Помните, что когда мы завидуем, то не хотим мотивировать себя стать лучше. Мы просто хотим получить что-то, не прилагая усилий.
Нетерпеливость
Некоторые люди считают нетерпение добродетелью. Но если вы движимы нетерпением, эмоциональное выгорание не за горами. Если вы нетерпеливы, то не найдете времени, необходимого для того, чтобы сделать что-то стоящее. Это очень коварная вещь.
По своей эмоциональной природе, нетерпеливость – это стремление приблизить желаемое будущее. Помните, что вы не заставите дерево вырасти быстрее, если будете поливать его больше.
Да, можно быстрее обучаться, быстрее работать, но только делать это нужно с умом. Однако в жизни бывают такие процессы, которые невозможно ускорить, и нужно отличать первое от второго.
Как же справиться с нетерпеливостью? Вам нужна дорожная карта, – таким образом, вы сможете видеть, куда двигаетесь и наслаждаться тем, где находитесь. Нужно концентрироваться на настоящем моменте и настоящем деле: вы не будете желать приблизить будущее, потому что будете достаточно сосредоточены на том, что происходит здесь и сейчас. И наконец, сосредоточьтесь на процессе, а не на результате.
Фрустрация
Фрустрация возникает, когда у нас слишком много дел и слишком мало времени. Она убивает мотивацию что-либо делать и человек попросту решает не делать ничего. Можно ли этого избежать? В 99% случаев можно.
Необходимы три стратегии:
- Удаляйте не слишком важные и не срочные задачи.
- Организовывайте важные задачи.
- Понижайте планку, выполняя задачу не слишком идеально и экономя время.
Бездействие
Чем больше времени вы проводите в бездействии, тем сложнее приниматься за дело в итоге. Удобно получать идеи и думать о них достаточно долго, а потом бесконечно рассказывать о них другим, но тогда вы теряете мотивацию, чтобы воплотить их в реальность.
Помните, что действие – это все. Размышления прекрасны, но порой нужно учиться в процессе. Действие убивает бездействие. Вдумайтесь в эту очевидную фразу.
Не останавливайтесь. Помните, что как только остановитесь, вам будет сложно приняться за дело снова. Мы склонны к тому, чтобы оставаться в текущем состоянии, если оно нас устраивает, как можно дольше. Если вы взялись за сложную работу, выполняйте ее до конца, не обманывайте себя тем, что через несколько дней опять за нее приметесь. Желаю вам удачи!
Ж.И.Левкович
педагог-психолог
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по профилактике насилия в семье
Насилие над детьми и подростками включает в себя любую форму плохого обращения с ними, допускаемую родителями, опекунами или воспитателями.
Насилие над детьми чаще всего трактуется как жестокое обращение с ребенком. Жестокое обращение с ребенком включает в себя следующие виды насилия:
- физическое,
- сексуальное,
- психическое,
- запущенность или пренебрежение нуждами ребенка.
Самое ценное, что есть у нас, — это наши дети!
- Создайте дома среду, характеризующуюся теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
- Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
- Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
- Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
- Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
- Старайтесь никогда не применять физическое насилие.
- Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
- Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
- Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!
Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:
1.Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти. Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя.
2.Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких, расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.
3. При сильном психологическом напряжении Вы можете сделать 10 - 20 несложных физических упражнений (приседаний, прыжков, взмахов руками).
Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем.
Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его школьная неуспеваемость, не торопитесь применять крайние воспитательные меры.
Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.
Ж.И.Левкович
педагог-психолог
Наши дети - богатство, которое нельзя терять!
Что хочет нормальный среднестатистический родитель?
Ответить легко - чтобы ребенок не болел, хорошо учился, уважительно относился к нам, убирал в комнате, выносил мусор, кормил кошку (собаку)...
Как всего этого добиться?
Ответ на этот вопрос человечество ищет с незапамятных времен. С таким же вопросом мы обратились к самим детям: «Как вас надо воспитывать?» Дети (12-13 лет) откликнулись с энтузиазмом и предложили:
- «Быть построже и уделять нам больше времени»
- «Разрешать больше общаться с друзьями, предоставить свободу решения и выбора!»
- «Все понимать, позволять, но держать в рамках!»
- «Тратить на нас больше денег, но не баловать!»
Стремление к признанию и вниманию - основная человеческая потребность. Это означает, что каждый человек - каждый ребенок - хочет сам что-то делать и при этом ощущать себя способным и любимым.
Уважаемые родители! Примите к действию некоторые «рецепты» психологов и педагогов. Эти рекомендации основаны на самых современных данных. Какие-то из этих простых и легко выполнимых советов могут показаться вам очевидными и само собой разумеющимися, а другие, возможно, укажут вам путь к решению проблем, которые прежде казались непреодолимыми.
Установите для ребенка следующие правила, касающиеся школы:
- Посещение школы - обязанность ребенка, как и работа по дому. Отлынивание не приветствуется. Ребенок должен сам вовремя вставать по утрам и собирать все необходимые ему в школе вещи.
- Вопрос о выполнении домашних заданий вне обсуждения. Как и когда они должны выполняться, вы можете решить вместе с ребенком.
- Об отметках ребенок должен сообщать. Всегда можно спокойно все обсудить и, в случае неудач, набросать план по улучшению ситуации.
Научите ребенка управлять своими чувствами. Объясните ему, как ...
- правильно работать над ошибками. Вместо того чтобы бесконечно переживать, разумнее подумать, почему так получилось, и в следующий раз добиться лучших результатов;
- переосмысливать неприятные ситуации;
- и кого просить о помощи, если он сам не справляется с проблемой;
- бороться с негативными чувствами, отвлекаясь на другие мысли и давая себе передышку;
- успокоиться, сосчитав про себя (или вслух) до десяти, особенно, когда кажется, что вот-вот взорвешься от злости;
- подбадривать себя, вспомнив о прошлых успехах;
- не отвлекаться во время работы. Умение сосредотачиваться чрезвычайно важно при обучении.
Памятка
«Как уважительно относиться к собственному ребенку»
- Ваш ребенок - уникален. Такого никогда не было и не будет. Но он есть!
- Ребенок не готовится к жизни. Он уже живет – здесь и теперь. Пусть живет настоящей, полной, детской жизнью! Когда еще ему это удастся?!
- Ребенок - это уже человек, только еще не выросший. Это растущий человек. Вы - взрослый человек. Два человека способны понять друг друга.
- Ребенок хочет быть независимым, уверенным в себе и в других, уметь самостоятельно разобраться во всем, иметь добрые взаимоотношения.
- Не бывает виновных детей, бывают дети, нуждающиеся в нашей помощи.
Если Вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь и посоветуйтесь с самим ребенком.
Ж.И.Левкович
педагог-психолог
Уважаемые школьники!
Уважаемые родители!
Обращаем Ваше внимание на то, что с 2015 года Министерство здравоохранения и Министерство образования утвердили порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра среди школьников, учащихся и студентов на предрасположенность к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным веществам. Тестирование будет осуществляться ежегодно по всей республике.
Обучающиеся в учреждениях общего образования должны будут пройти ряд тестов. Для учащихся до 14 лет обязательно согласие законного представителя. Для соблюдения объективности на тестировании будут присутствовать представители педагогического состава учреждения образования, родительского комитета. Тестирование позволит выявить группы риска, а также лиц, которые уже употребляют различные психоактивные вещества. Затем этих ребят с согласия их законных представителей будут направлять к врачам на медицинский осмотр.
Психосоциальное анкетирование организуется, проводится и анализируется учреждениями образования в начале учебного года.
При получении положительного результата психосоциального анкетирования о наличии у обучающегося предрасположенности к аддиктивному поведению, руководитель учреждения образования обеспечивает:
- информирование обучающегося и его родителей (законных представителей);
- направление обучающегося в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Вы, безусловно, - самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это - здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит. Сегодня вашему ребенку могут предложить наркотики в любом месте, - во дворе или на дискотеке. Сегодня 60 % школьников подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».
ПОМНИТЕ! Чем раньше Вы заметите проблему, тем легче будет справиться с бедой.
НУЖНО ЛИ ТЕСТИРОВАНИЕ ВАМ, ВАШЕЙ СЕМЬЕ?
Да - если Вы опасаетесь за жизнь и здоровье Вашего ребенка.
Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков, если замечаете, что его поведение меняется:
- утрата старых друзей, отказ познакомить Вас с новыми;
- сужение круга интересов, потеря интереса к бывшим увлечениям, хобби и пр.;
- нарушение памяти, неспособность логически мыслить, резкое снижение успеваемости;
- резкие перемены в характере, чрезмерная эмоциональность, не обусловленная реальной обстановкой. Настроение колеблется: от безудержного веселья до депрессии;
- непривычная раздражительность и агрессия;
• замкнутость: ребенка перестают интересовать события в семье, в классе;
- сокрытие от Вас мест, которые он посещает, того, с кем и чем планирует заниматься, и пр.;
- телефонные разговоры (особенно «зашифрованные») с незнакомыми лицами;
• стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;
- нарушение сна: бессонница или настолько крепкий сон, что не представляется никакой возможности его разбудить или сделать это намного труднее, чем было раньше;
- необъяснимое повышение аппетита или, наоборот, беспричинная потеря его, частые простудные заболевания;
- долгое (вплоть до нескольких суток) отсутствие дома;
- нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
- специфический запах от одежды (например, смесь хвои с табаком);
- незнакомые таблетки, порошки и пр. (не из домашней аптечки) в комнате, среди личных вещей;
- неожиданное покраснение глаз, зрачки неестественно сужены или расширены, коричневый налет на языке;
- необъяснимые «потери» денег и пропажа вещей из дома.
Что делать, если вы заподозрили неладное?
Не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны!
Недели могут решить судьбу Вашего ребенка! Не теряйте времени!
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНЫ, ЧТО ДЕЛАТЬ?
При отрицательном результате Вы испытаете радость, что тест дал отрицательный результат.
Чтобы навсегда сохранить веру в ребенка и себя:
1. Сами живите яркой, наполненной, здоровой жизнью!
Ребенок - это зеркало, отражающее своих родителей. Мы воспитываем ребенка собой - не своими советами, нравоучениями, нотациями, а своим поведением, своей повседневной жизнью. Наиболее частым мотивом употребления наркотиков является «неудовлетворенность жизнью и желанием отвлечься от нее».
2. Будьте вместе со своим ребенком!
Старайтесь проводить с ним как можно больше времени, делайте все вместе с ним: рисуйте, ходите в театр, делайте домашнюю работу, занимайтесь спортом, обсуждайте прочитанные книги. Будьте в курсе его школьной жизни, приглашайте к себе домой его друзей. Не контролируйте его, а живите с ним одной жизнью.
3. Любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть!
К употреблению наркотиков наиболее склонны подростки с низкой эмоциональной устойчивостью. Они склонные неадекватно реагировать на стресс, не умеют найти выход из травмирующей ситуации, не верят в свои силы. Чаще хвалите своих детей, обнимайте, говорите, что вы их любите. Критикуйте и оценивайте не его личность, а отдельные поступки. Не скупитесь на улыбки и поощряйте даже малейшие достижения.
4. Не опоздайте! Вовремя дайте ребенку всю необходимую информацию.
Научите его отвечать решительным отказом на предложение попробовать наркотики. Эксперименты детей с психоактивными веществами начинаются уже с 3-4 класса. Ваша информация должна опередить негативное влияние наркоманов, их рекламу «самого крутого и модного кайфа». Не оставьте вашего ребенка безоружным!
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПОЛУЧЕНЫ, ЧТО ДЕЛАТЬ?
При положительном результате Вы испытываете:
- чувство вины за ребенка («Где упустили? В чем наша ошибка?»);
- гнев на себя и ребенка и бессилие изменить то, что уже свершилось? («А что я теперь могу сделать?»);
- стыд и недоверие к окружающим («Вы меня не понимаете... у Вас ведь нет ребенка-наркомана...»);
- страх быть отвергнутым родственниками, друзьями.
ПОМНИТЕ!
Полученный результат - отправная точка для построения нового образа жизни Вас как ответственного родителя, готового помочь Вашему любимому ребенку справиться с его проблемами.
1. Лучшая защита - это нападение.
Лучшее средство уберечь вашего ребенка от наркотиков - совместное участие в профилактической работе. Социально-психологические тренинги, ролевые игры, основанные на стратегиях сопротивления социальному давлению и пр., в два раза снижают уровень употребления наркотиков.
2. Не боритесь в одиночку.
Объединяйтесь с теми, кто заинтересован в решении этой проблемы. Наркобизнес - один из самых прибыльных видов бизнеса. Громадная всемирная сеть хорошо организованных людей получает бешеные деньги, распространяя эту страшную болезнь. Бороться с этим в одиночку - бессмысленно.
3. Диагностика с применением тестов - это лишь первый шаг, после которого в случае установления фактов употребления наркотика обязательно нужно обратиться к врачу-наркологу, психологу.
ПОМНИТЕ!
Без вашего активного участия ситуация Вашего ребенка к лучшему не изменится. Эта проблема очень трудна, но разрешима.
КАК РЕАГИРОВАТЬ, ЕСЛИ ВАШ СЫН, ДОЧЬ, УЧЕНИК ПОДТВЕРДИЛ, ЧТО УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ?
- Будьте спокойны, держите себя в руках, ведь для ребенка было очень сложно рассказать вам о том, что он принимает наркотики, и он, в свою очередь, ждет от вас поддержки и помощи, а вовсе не нервного срыва.
- Поблагодарите ребенка за доверие и честность и четко обозначьте свою позицию: я люблю и принимаю тебя, но я не принимаю употребление наркотиков.
- Постарайтесь узнать, как долго, что именно и в каких количествах ребенок употребляет, что он получает от употребления, но помните, это не допрос, а беседа, будьте тверды, но внимательны к чувствам ребенка.
- После беседы позвоните на телефон горячей линии, опишите ситуацию и выслушайте все рекомендации.
- Помогите ребенку пройти обследование и, при необходимости, лечение.
ПОМНИТЕ! Определить, сформировалась зависимость или нет, может только специалист.
Не делайте скоропостижных выводов и не отчаивайтесь. Вы все это знаете... Теперь главное - понять.
Прочитайте еще раз.
«Дом без насилия»
Ребенок — не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.
Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям. Ребенок — не раб, родитель — не господин. Ребенок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия. Жестокость родителей порождает жестокость детей — порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям — эстафета ненависти и жестокости продолжается.
У ребенка, так же как и у любого гражданина нашего общества есть свои права, и любое нарушение этих прав преследуются по закону.