Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Мой ребёнок - подросток

Дата: 18 ноября 2020 в 11:03, Обновлено 30 октября 2023 в 11:40

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе-

ния

Форма проведе-ния

Ответствен-ные

1

5-е классы

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

сентябрь

семинар-практикум/ вебинар

классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник

1.2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

ноябрь

круглый стол/ беседа/ семинар-практикум

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

февраль

лекция/беседа/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный,

медицинский работник

1.4

Тема 4.Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

классный руководитель,

педагог социальный

2

6-е классы

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь

семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг

педагог-психолог, классный руководитель

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс

педагог-психолог, классный руководитель

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детейв летний период

май

конферен-ция/ семинар-практикум/ вебинар

педагог социальный, медицинский работник

3

7-е классы

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

сентябрь

лекция/беседа/ вебинар

педагог-психолог, медицинский работник

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

ноябрь

круглый стол/беседа/ вебинар

педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

конферен-ция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг

педагог социальный, педагог-психолог

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?Мотивация на успех

апрель

беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг

классный руководитель,

педагог-психолог

4

8-е классы

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

октябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь

конферен-ция/форум/ семинар-практикум/психологический тренинг

педагог-психолог,

педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков.Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

март

беседа/семинар-практикум/ вебинар

педагог-психолог, педагог социальный

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

май

круглый стол/конферен-ция/ семинар-практикум/психологический тренинг

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

5

9-е классы

5.1

Тема 1.Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

сентябрь

лекция/ конферен-ция/ вебинар

педагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник

5.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

ноябрь

беседа/ семинар-практикум/ вебинар

педагог-психолог,

педагог социальный

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

февраль

лекция/ беседа/ семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель,

педагог социальный

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель

конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/вебинар

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников

Межличностное общение подростков

Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

медицинский работник,

инспектор по делам несовершеннолетних

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

медицинский работник

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

медицинский работник

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

классный руководитель,

педагог социальный,

педагог-психолог,

инспектор по делам несовершеннолетних


5 класс ЗАСЕДАНИЕ 1

 «Адаптация ребёнка в новом коллективе»

Ваши дети успешно перешли из младшей школы в среднее звено. Теперь их называют уже не младшие школьники, а младшие подростки.

Это сложный возраст, хоть и не такой острый, как подростковый, но младший подросток впервые встречается со множеством неизвестных для него трудностей. От нас – педагогов и родителей – зависит, насколько быстро и успешно ребенок сможет с этими трудностями справиться.

Итак, опишем психологический портрет – специфические особенности нашего пятиклассника.

  1. Появление чувства взрослости:

 - стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля.

- постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.

  1. У большинства детей начинается физиологическая перестройка организма:

- импульсивность, частая и порой необъяснимая смена настроения, упрямство, агрессивность. Обостряется комплекс собственной неполноценности, учащаются конфликты  и ссоры с родителями, педагогами и сверстниками. 

- потребность в постоянной поддержке и принятии.

  1. Психологические изменения:

- развитие теоретического мышления, логической памяти.

- умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции.

Не удивляйтесь, если в первое время появятся изменения в поведении и психике ребенка:

  • Возрастает тревожность;
  • Снижается работоспособность;
  • Повышается робость или напортив «развязность»;

Адаптация ребенка в новом коллективе – один из основных процессов взаимодействия с социумом, который оказывает огромное влияние на становление личности в обществе. И именно с проблемами адаптации могут быть связаны: смена образовательных учреждений, низкая степень обучаемости и даже нарушение физического и психического здоровья ребенка.

В новом коллективе: как помочь ребенку найти друзей

Как бы современные родители ни старались уберечь свое чадо от стрессов, в жизни случаются разные ситуации, в которых ему приходится испытывать трудности адаптации к новой обстановке.

Успешное общение с одноклассниками во многом зависит от самооценки ребенка. В этом возрасте возможно снижение самооценки, что проявляется в робости, застенчивости, либо, наоборот, повышенной агрессивности, мнительности, когда ребенку кажется, что к нему относятся враждебно.

Важнейшее условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, не смотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

Недопустимо запугивание, критика в  присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

Помните, что в этом возрасте формируется чувство взрослости ребенка, его самостоятельность. Кроме учебных дел у него должны быть свои домашние обязанности: убраться в комнате, вынести мусор. Так ребенок будет чувствовать свою значимость,  что способствует развитию нормальной самооценки и самоуважения, ответственности.

Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Больше общайтесь со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

Рекомендации для родителей

  1. Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  2. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  3. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  4. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  5. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  6. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников непонимание.
  7. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  8. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

5 класс ЗАСЕДАНИЕ 2

«Ребенок среди сверстников»

Практически незаменимым по силе своего воздействия является общение ребенка с людьми, входящими в его близкий круг. Это сверстники, с которыми общается ребенок, соседи по квартире или двору, ученики класса, школы. С поступлением в школу, изменением основного вида деятельности с игровой на учебную, у ребенка постепенно на первый план выходят уже личностные характеристики сверстников. Но они еще пока связаны с успехами или неудачами в учебной деятельности.

Организация общения может помочь индивидуальной адаптации, а может и выбросить ребенка за рамки коллективных интересов и деятельности. Каждый ребенок в любой детской группе, будь она коллективом или просто объединением детей, занимает свою социальную нишу. От чего же зависит, какое именно место займет ребенок? От многих причин. Особенностей его характера, умения себя вести, темперамента, принятия или непринятия его учителем, его учебных успехов. Вот далеко не полный перечень формулы социального статуса ребенка в группе. В каждом классе, группе детей есть «вожаки», лидеры, способные увлечь за собой остальных членов группы. Это ребенок с хорошо развитой речью, обладающий коммуникативными умениями и высоким уровнем общительности. Он, как правило, хорошо учится, и у него, что самое главное, все получается! Есть одиночки, которых не интересует жизнь класса. В каждом классе есть ребенок, который не приемлет установки жизни класса и покушения на свое личное пространство. К сожалению, практически в каждой группе детей есть дети отверженные, выпадающие из коллектива.

Тревогу вызывают «пренебрегаемые» и «отвергаемые». Это дети, которые остро нуждаются в помощи взрослого. Это, как правило, ребята, слабо успевающие, не имеющие каких-либо ярко выраженных и приятных для всех способностей. Они тихие, незаметные или, наоборот, громкие и развязные. Их объединяет одно — они не приняты остальными членами в свой круг. Такие дети, как правило, хотят принимать участие в школьной жизни, но зачастую робеют и не знают, как это сделать. Есть среди этих категорий и те, которые переоценивают себя и свою роль в окружающем мире. Они претендуют на высокое место в коллективе или, не делая ничего для того, чтобы их приняли, или, делая все не так, назло и «в пику». Некоторые дети обращают на себя внимание сверстников шутовством и бравадой. В определенной степени это призыв о помощи. Дети семафорят — «Помогите нам!» «Мы не такие плохие!» Вся беда в том, что подобные ребята не умеют приспособиться, не знают, как сделать так, чтобы их приняли. Ведь, как правило, их жизненный опыт в сфере общения довольно печальный.

Важным фактором для них, оказывающим влияние на социальный статус и умение приспособиться к требованиям класса, является общественное мнение коллектива. Оно выражает определенные ценности коллектива. Если эти ценности положительные, то они помогают учителю и родителю в нахождении определенной социальной ниши для ребенка или переводу его из одной социальной группы в другую. Если же общественное мнение имеет отрицательный заряд, то оно может стать мощным противоборствующим фактором, мешающим реализовывать гуманистические задачи взаимодействия воспитателя и «отвергаемого» или «пренебрегаемого». Если ребенок дружит с детьми, которые всем нравятся. Нужно ли спокойно устраниться от анализа их дружбы, если внешне ничего не беспокоит? Думается, что нельзя. Необходимо выяснить мотивы дружбы вашего ребенка с этими детьми. Ведь может случиться так, что он подчиняется своему другу, заискивает перед ним. Это отрицательно сказывается на личностном становлении ребенка, приучает его к подчинительной, унизительной позиции. И первый вопрос, которые родители могут задать себе: «Почему ребенок так себя ведет? Что именно его толкает к излишней услужливости?» Скорее всего он не находит понимания дома. И если ребенок стремится дружить с определенным сверстником, добровольно исполняя роль «услужливой собачки», то необходимо срочно предпринимать педагогические меры. Прежде всего, выяснить, что привлекает ребенка к такому способу заслужить друга.

Для всех детей нет общих рекомендаций по их социализации, но педагогический опыт выделяет некоторые советы, к которым будет разумно родителям прислушаться.

На заметку родителям:

* Помните, что в дружеских отношениях ребенок реализует свои потребности в общении.

* Ни в коем случае не настраивайте ребенка против, если вам не понравился его выбор друга.

* «Подрывную» работу ведите осторожно и медленно.

* Приготовьтесь, что результаты ваших усилий могут быть отдаленными.

* Если ребенок уже «увлекся» другом, неподходящим, по вашему мнению, «разводите» их бережно, медленно, систематически.

* Помните, что дети быстро и легко сходятся, так же быстро и легко расходятся, поэтому не торопите события своим вмешательством.

* Если вы пропустили момент увлеченности вашего ребенка «не тем другом», действуйте осторожно.


6 класс ЗАСЕДАНИЕ 1

« Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи».

Цель: привлечь внимание родителей к важным основам формирования культурных семейных ценностей своим детям.

Семья - основа в воспитании ребенка. Фундаментом подрастающей личности является нравственность и культура поведения.

 Роль культурных ценностей семьи в воспитании подрастающего поколения.

Еще В.А Сухомлинский писал, что изначально в семье человек учится созидать добро.

В семье человек рождается, воспитывается, становится личностью, получает первичные знания об окружающем мире. В него закладываются такие качества, как уважение к труду взрослых. Он становится нравственной личностью тогда, когда имеет представления о добре и зле. Усвоение языка и веры, контроль своих поступков и поведения, видение картины мира, познание элементов культуры, семейных ценностей  позволяют ребенку стать духовно-нравственным человеком.

Культура семьи отражается во всех сферах деятельности (в бытовой, досуговой, во взаимоотношениях) и является главным условием полноценного воспитания детей. Что же можно вложить в понятие "культура"? Родители могут прививать ребенку свои интересы. Например, эмоциональный мир человека подвластен такому жанру искусства, как музыка. Но воспитательный эффект будет достигнут тогда, когда музыка преподносится как искусство. Это может быть посещение концертов, театров, хоровое пение. Но если музыка исходит как шум от магнитофона, радио или телевизора, то от такой музыки пользы не будет.

В зависимости от того, какие культурные ценности заложены в семье, и будет результат воспитания. В некоторых семьях родители не только являются потребителями культуры, но и  участниками процесса. Они поют, занимаются прикладным искусством, художественной самодеятельностью, рисуют. Родители, небезразличные к судьбе ребенка, серьезнее выбирают для него образовательное учреждение. Иногда в семьях расходятся понятия о "хорошем" и "плохом". Отличаются и ценностные ориентации. Одни родители считают, что их сын должен быть добродушным, покладистым, а другие считают, что он должен уметь постоять за себя, и физическая сила-это главное для мужчины. За «хорошие» поступки родители хвалят ребенка, поощряют, за несоблюдение правил наказывают. Так ребенок впитывает в себя допустимые и недопустимые нормы и правила. Но когда он вырастит, то руководствуясь своим собственным опытом, создаст уже свой круг правил поведения.

Такие современники, как И.В. Бестужев, Д.С. Лихачев отметили, что наибольшее воздействие на воспитание ребенка играют семейные традиции и устои, наследуемые из поколения в поколение. Некоторые семьи, например, высаживают деревья в честь рождения малыша, а некоторые празднуют  день, когда ребенок идет в первый класс, создают семейные фото-видео-архивы. Некоторые семьи празднуют дни рождения ребенка в кругу его одноклассников, друзей, сопровождая это все веселыми конкурсами, пожеланиями, танцами, играми. А другие родители предпочитают провести этот день со своими друзьями, пьяными выяснениями отношений. Такой вариант праздника отложится в памяти ребенка как  горечь и обида за взрослых членов семьи, где не нашлось места виновнику торжества. Восполнить дефицит общения между членами семьи могут общесемейные трапезы, где будут  обсуждаться семейные дела.

Одним из основных показателей, характеризующих семью, является гармоничность отношений, где отношения между взрослыми членами семьи и детьми строятся на взаимоуважении, заботе. Конфликты в таких семьях обычно не затягиваются надолго и проходят безболезненно. А дети  общительные, добрые, проявляют чуткое отношение к старшим. А есть группа семей, где ее члены ведут себя согласованно, но в отношениях с подростками проявляют безразличие. В таких семьях отсутствует авторитет родителей. А у детей имеются такие отрицательные качества, как лень и своенравность. Но есть и конфликтные семьи, где низких уровень педагогической образованности родителей, а детей обычно причисляют к категории «трудных». В некоторых семьях родителей не интересует, что у ребенка на душе, в детско-родительских отношениях нет доверия и взаимопонимания. Ребенок не принимает моральные нормы, принятые в семье. Поэтому поведение родителей отражается в моральном облике ребенка. Он является зеркалом, в котором можно увидеть отражение родителей.

Таким образом, можно сделать вывод: взаимоуважение, трудолюбие, любовь к ближнему, забота, духовное родство, песни матери перед колыбелью, сказки перед сном, отношения между супругами, умение прощать, верность, соблюдение семейных традиций - все эти семейные ценности и есть отечественная культура, что позволяют ребенку вступить на порог взрослой жизни в качестве жены, матери, мужа и отца.


 6 класс

Заседание 2 «Профилактика проблемного поведения подростков».                                                     

Я не верю, что жизнь человека предопределяется его детством. Я думаю, что существует ещё очень важные периоды: отрочество, юность…

Ж. П. Сартр

 Задачи:

  1. Помочь родителям понять значение в жизни ребенка физиологических и психологических изменений, обратить внимание на собственное поведение в этот период.
  2. Обсудить определенные правила поведения детей в период полового взросления детей.

                                                    Уважаемые Папы и Мамы!

Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Этот период раннего отрочества ещё можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.Дети переживают этот период по-разному: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые у них возникают.

Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени очень важно. Ему как никогда нужны ваше тепло, понимание и доверие.

«Быль о Золотом Ключике».

        У родителей в руках находится поистине золотой ключик – ключик от детского сердца, ключик от души ребёнка. Как легко выронить этот ключик и перестать понимать собственного ребёнка. Как трудно подобрать ключик к детскому сердцу и душе ребёнка.  Родители, внимание! Это – не сказка. Это «Быль о золотом ключике». Быль, которая происходит с вами и вашим ребёнком здесь и сейчас.

Просто мысль: Золотой ключик к детскому сердцу и душе ребёнка, подобранный родителями своевременно и правильно – это ключ к пониманию того, что происходит с ребёнком и вокруг него.

Просто пожелание: Желаю вам правильно подобрать ключик к своему ребёнку и, никогда не выпускать сей драгоценный предмет из собственных рук.

Почти философская рассуждалка: Незнания родителей не освобождают их от ответственности. От их родительской ответственности за растущего человека. Однако, знания не освобождают родителей от ответственности тем более.

Просто призыв: Родители! Так и знайте! Никто мешает вам знать, что происходит с вашим ребёнком и вокруг него.

Просто пожелание: Смотрите во все глаза, уважаемые родители! Слушайте во все уши! Чувствуйте во все чувства! Предвосхищайте и предвидьте во всё своё родительское предвидение! И действуйте во всё своё разумное и продуманное родительское действие! 

Статистика, которую вы, родители,  должны знать:

  • Подростковый период характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
  • В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
  • 30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
  • 60% девочек беспокоятся по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
  • Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
  • В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости.
  • Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
  • Большинство подростков отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников, компании дворовых ребят.

Уважаемые взрослые! Если вы заметили что-то неладное с вашим ребёнком  - ребенок курит, выражается нецензурно, пьет или того хуже увлекся дурной компанией и наркотиками, дуйте во все возможные свистки, бейте во все барабаны тревоги и вообще включайте пожарную сирену, поднимая всех  и все на ноги. Внимание, мудрые взрослые! А чтобы не упустить момент не самых лучших подростковых изменений с вашим ребенком,  будьте всегда рядом, будьте  первым и главным психологом в жизни своего ребёнка! Психологом или кем-то ещё. Будьте ПЕРВЫМ и ГЛАВНЫМ в жизни своего ребёнка.

 2.Анкетирование родителей.

   1.Можете ли вы подтвердить или опровергнуть с помощью ответов «да» или «нет», что ваш ребенок стал больше интересоваться:

А. Своей внешностью. Б. Своим весом и ростом. В. Гигиеной собственного тела. Г. Противоположным полом.

  1. Что он стал больше: А. Общаться с друзьями по телефону. Б. Проводить время у зеркала.

В. Проводить время с друзьями вне дома. Г. Обращать внимание на свою одежду.

  1. В личностном плане он стал:

А. Более скрытным. Б. Менее реагирующим на родительскую ласку и внимание. В. Чутко реагирующим на замечания в свой адрес. Г. Менее ответственным в учебной деятельности.

 Памятка для родителей №1.

Уважаемые родители, помните:

  • Всегда отмечайте что-то особенное, хорошее, уникальное, что есть в вашем ребёнке, в вас самих и других людях.
  • Избегайте критики собственного тела, тела вашего ребёнка и других людей.  
  • Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
  • Отмечайте то, что ваша дочь умеет делать хорошо, а не формы её тела. Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
  • Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
  • У активных родителей – активные дети. Вместо того, чтобы просто наблюдать, как играет ваш ребёнок, играйте вместе с ним.
  • Почаще хвалите своего ребёнка за его поступки, поведение и способности.
  • Просто всем сердцем любите своего ребенка

3). Ситуации для обсуждения.

  1. Вредна ли свобода для подростка?

Ничем не ограниченная безусловная свобода не возлагает на человека моральную ответственность за свои поступки, поэтому она также вредна, как диктат и чрезмерная строгость. В отношениях с детьми, особенно в подростковом возрасте, необходимо придерживаться умеренности во всем – не лишать детей того, что им необходимо, но и не потакать всем их желаниям.

  1. Влияние улицы на поведение детей.

Не секрет, что уличные компании, как правило, пагубно влияют на подростков. Во-первых, дети в таких группах безнадзорны, связаны друг с другом поверхностными отношениями, которые формируют недостойный стиль поведения. Во-вторых, дети воспитанные, из хороших семей, общаясь с ребятами, которые пользуются дурной славой, перенимают их стиль поведения, склоняются к их нормам и ценностям.

Если подростки проводят много времени на улице, в компании случайных людей, они привыкают к такому времяпровождению и начинают получать удовольствие от такой «свободы» и такого «общения». Ведь за ними никто не следит и никто не знает, как они себя ведут. Подростки привыкают бездельничать дома и в школе, не задумываются о своем будущем. В дальнейшем такие дети будут следовать только своим желаниям, избегая родительского воспитания и указаний учителей.

  1. Подросток дома.

Ребенок не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из-под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять домашние занятия и игры своего ребенка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать свободное время ребенка, обеспечить его развлечениями и организовать ему досуг (кружки и секции). Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых, и он не рвался из-под их контроля.

  1.      Компания для ребенка.

Родителям необходимо интересоваться, с кем общается их ребенок, знать имена и интересы друзей. Взрослые должны вести с подрастающим ребенком беседы о вредных привычках, о последствиях дурных компаний, помогать ему разбираться в людях и поступках.

 Памятка для родителей №2.

Уважаемые родители, отставляйте в сторону, откладывайте все ваши дела, если к вам обращается ваш ребёнок. Ничего не может быть важнее этого. 

  • Слушайте, выслушивайте своих детей. Слушайте терпеливо, заинтересованно  и бесконечно долго. Выслушайте до конца всё, что говорит ваш ребёнок. Никаких  перебиваний и нетерпимости. Нашим детям непременно нужны внимательные и доброжелательные слушатели. Им крайне необходимы благодарные слушатели. Слушатели не критикующие и не осуждающие, а принимающие; слушатели не поучающие и упрекающие, а внимающие и понимающие.
  • Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
  • Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
  • Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
  • В период полового созревания мальчикам нужно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
  • Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
  • Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
  • Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

 7 класс ЗАСЕДАНИЕ 1

«Психологические и физиологические особенности семиклассников»

         В 12-13 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста – чувство взрослости.

Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). Обратим внимание также на поверхностность, разбросанность этих проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие их связи со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.

Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.

В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.

Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.

Специфика интересов подростков заключается в том, что эти интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании (например, какой-либо рок - или панк-группой, ездой на мотоцикле или направлением в моде).

С этим связана и характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс,  а иногда даже чуть ли не всю школу и так же внезапно гаснет.

«Сверхценными» могут стать и ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые мотивы и потребности подростка. Подобные интересы обычно достаточно быстро проходят, однако при отсутствии каких-либо сильных конкурирующих мотивов и поддержке группы сверстников они могут приобрести характер длительного сверхценного увлечения.

Отдельно следует сказать о музыкальных пристрастиях учащихся. Именно в это время у подростков обычно возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом он определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на те, или иные музыкальные направления. Но, кроме того, интерес к определенным музыкальным стилям связан с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.

Подростку становится неинтересным многое из того, чем он увлекался раньше. С этим связано чрезвычайно сложное и серьезное по своим последствиям полное отсутствие интересов, которое можно наблюдать в этот период, но чаще — в начале старшего подросткового возраста.

Как уже отмечалось, значение интересов в подростковом возрасте чрезвычайно велико. По их содержанию во многом можно судить о развитии личности ребенка. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов у подростка кроются часто в отсутствии каких-либо ярких увлечений у окружающих взрослых. Отрицательно может повлиять и их чрезмерная активность, направленная на развитие какого-либо интереса у школьника.

Развитие интересов в подростковом возрасте определяется общей атмосферой школы: увлеченностью педагогов собственным предметом и наличием у них более широких интересов, желанием передать это ученикам, поддержкой увлечений школьников.

Нередко интересы подростков быстро гаснут, так как они испытывают вполне закономерную для деятельности в новой сфере неуверенность в себе. Сталкиваясь с первым неуспехом (или недостаточным успехом), они быстро разочаровываюся в этой сфере или в самих себе. Поэтому поддержка подростка, укрепление его самооценки, обучение анализу причин неудач являются значимыми факторами развития интересов.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отмечается у подростков с ярко выраженной тенденцией к «отказу от усилия». Они легко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им, как можно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя. Поэтому такие подростки составляют основной контингент всевозможных асоциальных группировок. Такие дети нуждаются в особом внимании и родителей, и педагогов.

Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Однако подобное снижение значимости учения у ребенка требует от взрослых особого к нему внимания.

Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредована. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. В учебном процессе необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.

При первом виде формализма учащиеся, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов.

Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у подростков, которые относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного психолога В. В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному».

Одна из основных причин, как и в первом случае, — низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи.

Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.

Именно  в подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремится освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. Родителям необходимо интересоваться, с кем общается ребёнок, знать имена и интересы друзей. Взрослые должны вести с подростком беседы о вредных последствиях дурных компаний, помогать своему разбираться в людях, в их поступках. В то же время, подросток не должен чувствовать постоянного контроля со стороны родителей и пытаться вырваться из - под опеки на улицу. Для этого взрослые должны поощрять занятия и игры своего ребёнка, мириться с шумом и беспокойством, разрешать приглашать в дом друзей. Надо стараться правильно распланировать его время, обеспечить его развлечениями и организовать его досуг. Родители должны избегать приказного тона, грубых выражений в разговоре, чтобы у подростка не сформировалось чувство обиды на взрослых и он не рвался из - под их контроля. В этот период старайтесь говорить с подростком откровенно на самые деликатные темы. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором находятся ваши дети. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь. Конфликты, возникающие в это время, происходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где у всех есть права и обязанности, где подросток имеет право голоса. Не забывайте слова Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

Поэтому не спешите осуждать своего ребёнка! "Пока развивается тело ребёнка, болит и ждёт помощи его душа" Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь помогите им в сложный период взросления! 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.