"Беларусь - край моего будущего"
Цели и задачи: создание условий для формирования у учащихся активной гражданской позиции, воспитание патриотизма, любви и уважения к родному городу; расширение знаний учащихся о Минске, пробуждение интереса к историческому прошлому и настоящему столицы, чувства ответственности за ее судьбу.
Форма проведения: виртуальная экскурсия.
Материалы и оборудование: физическая карта Республики Беларусь, заготовки заданий к игре «Географическая мозаика», листочки-«сердечки», презентация « Город, устремлённый в будущее», заготовки к викторине «Мы — минчане»; музыкальные записи.
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Вступительное слово учителя.
Доброе утро, дорогие ребята! От всей души поздравляю вас с началом нового учебного года. Надеюсь, что он будет для вас успешным. А сейчас для нас наступил самый волнующий момент — первый урок. (Звучит запись «Беловежская пуща».) Я приглашаю вас совершить путешествие. Закройте глаза и представьте свое сердце — такое маленькое, но ни на одну минуту не останавливающееся. Представьте себя в этом квасе, всю нашу школу, в которой находится наш класс, а в нем – вы, у каждого из вас есть сердце. Поднимемся выше и представим себе наш город: красивый, чистый, зеленый и солнечный. В этом городе есть школа, а в школе – наш кабинет, и вы, и ваши сердца.
Представим наш Минск, нашу Белую Русь на карте мира – такую маленькую. Но ей ничего не грозит, потому что в одном из самых красивейших городом мира есть вы, и у вас есть сердце. А сейчас поднимемся высоко – высоко над нашей планетой: она такая маленькая, что умещается в наших ладонях, и мы должны ее беречь. Ведь на этой планете есть наша Белая Русь и наш город, и наша школа, и вы. И, может быть, благодаря вам наша страна станет еще краше.
Ребята, как вы думаете, почему мы начали путешествие со своего сердца, своей школы, своего города и только тогда поднялись над нашей планетой? (Ответы детей).
Итак, наш первый урок посвящен прекрасной Беларуси, любимому городу Минску, его потрясающей красоте и удивительным людям – минчанам.
Дети читают заранее подготовленные стихи о Беларуси, о Минске.
1-й ученик.
Мінск — светлы і любы горад,
Чароўнай песні мой ступок,
Якую лёгка па прасторы
Нясе да сонца галубок.
2-й ученик.
Жыву я з мараю адною,
Каб Мінск заўсёды рос, квітнеў.
Iцемлю думкаю святою,
Каб ён ніколі не забвеў.
3-йученик.
Кабдрэвакожнаезлюбоўю
Храніла думкі жыхароў,
Вясёлка з дожджыкам вясною
Прынесла шчасце у кожны дом.
Учитель. Символично, что День знаний, который мы сегодня отмечаем, открывает Неделю белорусской письменности и культуры. Мы с вами также будем участвовать в праздничных мероприятиях посвященных Дню города. И начнём с путешествия по прекрасному родному городу.
Виртуальная экскурсия сопровождается мультимедийной презентацией «Беларусь – краіна маёй будучыні».
1-я остановка. «Беларусь на карте мира»
Учитель. Посмотрите внимательно на карту мира. Наша Беларусь очень похожа на кленовый листок. Расположена она в самом центре Европы и приблизилась по своему развитию ко многим европейским странам. Её города, селения, реки и озёра привлекают нас своей красотой, самобытностью. А чтобы все это хорошенько представить, мы с вами поиграем в увлекательную игру.
Игра «Географическая мозаика»
Дети раскрывают заранее приготовленные конверты, которые лежат у них в папках на столе. Ребята разбиваются на пары и по команде учителя должны собрать карту Беларуси.
2-я остановка. «Вехи истории»
Учитель. У каждого из нас — своя биография, есть место и время, где мы родились, учились... У Минска тоже есть биография — судьба города неразрывно связана с судьбой каждого из нас, судьбой наших родителей, дедов и прадедов. А знаете ли вы, как назывался наш город раньше? (Заранее подготовленный ученик рассказывает легенду о происхождении Минска.) Минск считается одним из самых чистых и красивых городов Европы. Об этом не раз говорили зарубежные гости. Вот и недавно, когда наш город посетила делегация ветеранов из России, все гости выказали изумление и восхищение необычайной чистотой и красотой наших улиц, скверов и парков. Многие были удивлены: как в такое экономически трудное время удается минчанам возводить новые здания, расширять и благоустраивать улицы и дворы? Наш город этого достоин, ведь ему пришлось пережить много невзгод. Не единожды он лежал в руинах и особенно пострадал в годы Великой Отечественной войны. После войны даже обсуждался вопрос о переносе столицы Беларуси в менее пострадавший Могилев, но народ решил восстановить свою столицу. Благодаря самоотверженной работе минчан город возрождался. Началась мирная трудовая жизнь.
Ученик.
А сталіца — дзіву дайся! —
Паўстала з руінаў,
Мінск—сталіца, гордасць наша,
Слава усёй краны!
Учитель. А сейчас мы с вами проверим, как вы знаете историю своего города. На доске вы видите символ Беларуси — василек. Мы разделимся на команды, и каждая выберет свой лепесток, на котором вас ждут вопросы по истории города.
Викторина «Мы — минчане»
Ученики делятся на 3 команды. Представители от каждой команды выбирают лепесток. Затем начинается обсуждение ответов на вопросы викторины.
1-й лепесток
•Когда Минск получил Магдебургское право? (14 марта 1499 года.)
• Когда в Минске появились фабрики и заводы? (Во второе половине XIX века.)
• Как раньше называлась площадь Победы? (Круглая площадь. В1954 году был воздвигнут монумент Победы, и площадь переименовали.)
• Когда в Минске был заложеи первый парк? (В 1805 году. Это был Губернаторский парк — ныне Центральный детский парк им. Максима Горького. В парке сохранились столетние липы, клёны и кедры.)
• Где в Минске расположены«ворота города» и почему их так
называют? (Минчане главнымиворотами города называют двавысотных здания на Привокзальной площади. Своим внешним видом они напоминают сторожевые башни, которые в древностинаходились на въезде в город.)
2-й лепесток
• Когда был воздвигнут памятник Якубу Коласу на площади, названной в его честь? (В 1972 году, в честь его 90-летия со дня рождения.)
• Когда в Минске начали строить многоэтажные дома? (В предвоенные годы.)
• В 1706 году русский царьПетр I прошел по улицам Минска. В связи с какими событиями? (Вовремя Северной войны Петр I с пятью тысячами русских солдатПреображенского полка посетил Минск и проживал в здании школы иезуитского коллегиума на площади Верхний рынок —нынеплощадь Свободы, 7.)
• Где находился древний центр Минска? (Древний центр Минска, детинец, находился на правом берегу реки Свислочъ при впадении в неё реки Немига. Здесь во второй половине XIX века был построен Минский замок.)
• Как звали первого минского князя (Князь Глеб.)
• Какую часть Минска мы называем центром города? (Участок проспекта Независимостиот пл. Независимости до пл. Октябрьской, где находится знак
нулевого километра.)
3-й лепесток
• Что за танк стоит на пьедестале возле Минского Дома офицеров? (В этом танке экипаж младшего лейтенанта Дмитрия Фроликова освобождал Минск.)
• Когда впервые Минск упоминается в летописи и в связи с какими событиями? (В 1067 г. в «Слове о полку Игореве» в связи с битвой на Немиге.)
• Что представляет собой монумент Победы? (Это обелиск, который завершается орденом Победы. Установлен в честь воинов и партизан, погибших в Великой Отечественной войне.)
• Как называется фонтан в Центральном сквере около театра им. Янки Купалы? (Декоративная композиция «Мальчике с лебедем».)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
3-я остановка. “Минск современный”
Дети рассаживаются за компьютеры группами по 4 человека. Им необходимо в течение 7 минут подготовить по имеющимся слайдам виртуальную экскурсию по современному Минску по темам: «Спортивная жизнь столицы», «Памятники Минска», “Минск — культурный центр”. «Транспорт Минска». Затем ученики проводят для всех участников виртуальную экскурсию по заданным темам.
4-я остановка. «Город, устремлённый в будущее»
Учитель включает видеофильм «Город Беларуси» из цикла «Европа — общее наследие». Ученики в ходе индивидуальной работы должны узнать достопримечательности нашего города.
5 остановка. «От чистого сердца» (создание «живой» карты Беларуси)
Учитель. Дорогие ребята! Каждый человек должен любить и почитать свою Родину, беречь и охранять свою землю. Вы, конечно, понимаете, что от каждого из нас зависит, сохраним ли мы всё. что создано руками предков, приумножим ли славу родной страны, родного города, будут ли гордиться нами наши потомки, скажут ли спасибо за то, что мы оставили им прекрасный, цветущий край и необыкновенно красивый город.
У вас на столе в папках лежат сердечки. Я предлагаю вам продолжить начатую фразу на сердечках. Отдайте частичку своего маленького сердца своему городу, родной Беларуси.
Дети пишут свои пожелания и прикрепляют сердечки с пожеланиями магнитами к карте Беларуси, висящей на доске.
Примерная тематика:
1. Я люблю свой город за ... .
2. Мне очень нравится жить в Республике Беларусь, потомучто....
3. В Минске есть мои любимые места. Это ... .
4. Наш город был ещё красивее, если бы... .
5. Я думаю, что приезжающим в Минск он нравится тем, что....
6. Я хотел(а) бы больше узнать о Минске ... .
7. Если бы я был (а) художником и рисовала Минск, то в первую очередь нарисовал(а) бы ... .
8. Нашему городу очень нужны....
9. Если бы я был (а) архитектором, я построил(а) бы в Минске....
10. Я люблю свой город за ... .
11. Я горжусь своим городом потому ....
12. Самым красивым местом в Беларуси я считаю ... .
13. На экскурсию по Минску я хотел(а) бы отправиться ... .
14. Если бы я писал (а) стихи, я посвятил(а) бы их ... .
15. Я люблю свою Родину за....
16. Нашей Беларуси очень нужны... .
17. Самой красивой постройкой Минска я считаю ... .
18. Я бы очень хотел нарисовать ... .
19. Я хотел бы пожелать своему городу... .
20. Мой город делают неповторимым достопримечательности....
21. Мне очень нравится посещать ... .
23. Самым красивым памятником столицы является... .
24. Я бы хотел познакомиться и пообщаться с ....
Заключительное слово учителя. В мире по-прежнему не спокойно. И даже сейчас, в эту минуту, когда мы мирно сидим за партами, где-то идёт война, рвутся бомбы, где-то стреляют в детей... От каждого из нас зависит, сохраним ли мы всё то, что создано руками предков, умножим ли мы славу родного города и своей Родины, которая неслучайно так красиво называется — Белая Русь.
...Мой родны Мінск, чароуны Мінск, мая сталіца.
Табой заўсёды мне ганарыцца.
Мой родны Мінск — натхнёнасці крыніца.
Жыві і слаўся, ікрасуйся.
Горад мой!
Няхай вечна свеціць сонца над табой!
Звучит запись песни «Белая Русь».