Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Активные формы работы с родителями посредствам компьютерных технологий

Дата: 10 января 2022 в 15:21, Обновлено 10 января 2022 в 15:36

Консультация для педагогов

                                           Изображение

Цель: расширить представления  педагогов о разнообразии форм общения с родителями; нацелить на плодотворное сотрудничество.

    Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В тоже время семья выступать и  отрицательным фактором воспитания (ссоры, конфликты родителей, плохой пример и т.д.). Эти ошибки связаны с недостатками знаний по вопросам воспитания ребенка, отсутствием выдержки, терпения, педагогического такта. Поэтому нуждаются в помощи педагогов, хотя не все родители осознают это. Содержание работы педагога с родителями включат в себе вопросы воспитания и обучения детей; для обсуждения с родителями не существует второстепенных тем.

Современные родители достаточно разные: одни читают педагогическую литературу, другие пользуются ей бессистемно, иногда воспитывают детей интуитивно /«как воспитали меня»/. Для воспитания полноценной личности ребенку необходима как семья, так и детское сообщество в дошкольном учреждении, где ребенок получает образование, получает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми организовывать собственную деятельность. Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению.

Прежде чем работать с семьей, ее нужно хорошо узнать, Поэтому на I этапе – нужно собрать и обработать информацию о каждом воспитаннике  и его семье. Только тогда возможно повышение  эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми  и построение грамотного отношения с родителями.

Вот мнение, основанное на опросах педагогов:

- родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его уровень развития, не хотят видеть недостатки;

- родители равнодушны к своим детям и детскому саду;

- перекладывают ответственность за воспитание и обучение на д/с;

- низкий культурный и педагогический уровень родителей;

Таково мнение педагогов. А вот что сказали об этой проблеме родители:

- невнимание к детям со стороны воспитателей;

- не показывают в полном объеме работу с детьми (только работы по изодеятельности и ручному труду);

- только поучают и жалуются;

- много негативного говорят про ребенка и почти ничего хорошего, никаких достижений;

- что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;

- мало практической информации;

Отсюда следует вывод:

Проблема непонимания заключается вовсе не в отсутствии внимания со стороны родителей, а в закрытости самого УДО. Родители не имеют открытого доступа к работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями. Воспитатели не желают проникновения родителей на свою территорию даже в вопросах оказания помощи.

Педагоги искренне полагают, что их миссия – поучать, контролировать, указывать родителям на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения, консультации, информационные стенды). Сам ребенок часто выпадает из поля зрения и родителей, и воспитателей. Взрослые озабочены своими амбициями, доказательством друг другу своей правоты и компетентности.

Как изменить существующее положение дел? Как наладить сотрудничество?

Некоторые известные педагоги утверждают, признаками сильной системы являются: открытость; гласность; взаимообмен мнениями; серьезное отношение к индивидуальности ее участников; гордость за свое учреждение.

Педагоги обязательно должны строить работу на:

- взаимном доверии во взаимоотношениях с родителями;

- учитывать индивидуальность каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень;

-одновременно влиять на родителей и детей;

-соблюдать систематичность и последовательность в работе;

- использовать РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ в работе с родителями;

- СОБЛЮДАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ.

Только на этих принципах можно выстроить новую модель взаимодействия: родитель – семья – педагог, где взрослые являются сотрудниками, партнерами.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания.

Существуют разнообразные взаимодействия педагогов с родителей.

Индивидуальные формы:

Посещение семьи на дому. Проводится один - два раза в год с целью познакомиться с семьей, особенностями воспитания, отслеживать условия жизни ребенка дома.

Индивидуальные консультацииПредполагают индивидуальное общение с родителями, когда педагоги или другие специалисты отвечают на их вопросы. Проводятся по запросам родителей.

Индивидуальные беседы. Представляют собой обсуждение с родителями жизни ребенка дома и в детском саду для установления позитивных отношений с семьей, получения информации о ребенке. Проводятся воспитателями практически ежедневно.

Участие родителей в управлении дошкольным учреждением.Предполагает участие родителей в советах: дошкольного учреждения, педагогов, по питанию.

Участие родителей в подготовке и проведении воспитательно-образовательного процесса. Проводится по согласованию с родителями в форме подготовки помещения, раздаточного и демонстрационного материала, участия в качестве ассистента, помощника в занятиях, самостоятельного обучения детей, участия в режимных процессах: утренней зарядке, прогулке, играх детей, организации кружковой работы по интересам.

Работа консультационных пунктов. Предполагает организацию консультаций для всех желающих в определенное время несколькими специалистами детского сада, имеющими разную квалификацию: воспитателями, педагогом-психологом, руководителем физического воспитания, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, логопедом.

Коллективные формы:

Родительские собрания. Представляют собой регламентированное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы, а также связанные с воспитанием и обучением детей, делаются сообщения для родителей руководителями и специалистами детского сада; по обсужденным вопросам принимается решение (постановление), которое фиксируется в протоколе.

Лектории. Предполагают обучение родителей через распространение психолого-педагогических, медицинских, экономических, юридических и других знаний на лекциях "по соответствующим проблемам. Например: «Адаптация ребенка к Дошкольному учреждению», «Как укрепить и сохранить здоровье детей».

Конференции, семинар.  Включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например: «Психологическое благополучие ребенка в семье и детском саду», «Легко ли быть родителями».

Диспуты, дискуссии. Представляют собой активное эмоциональное обсуждение родителями и сотрудниками детского сада.  Неоднозначных проблем путем высказывания различных мнений и аргументов в пользу тех или иных решений. Например: '«Стоит или не стоит наказывать», «Родительская позиция «взрослый всегда прав»: за и против».

Круглые столы, вечера вопросов и ответов. Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например: «Рациональное питание детей», «Детские капризы», «Подготовка ребенка к школе».

Устные журналы. Предполагают выступления педагогов и других специалистов детского сада с тематическими (психолого-педагогическими, медицинскими, правовыми, экономическими и др.) сообщениями, во время которых даются также и практические рекомендации родителям согласно теме журнала. Например: «Готовим ребенка к школе», «Здоровье детей и взрослых», «Адаптация ребенка к детскому саду», «Веселые игры дома».

Групповые консультации. Включают подготовку сотрудниками дошкольного учреждения сообщений, практических рекомендаций и материалов для группы родителей, имеющих одинаковые проблемы (в воспитании детей, общении с ними, в педагогической позиции), совместное обсуждение волнующих вопросов. Например: «Агрессивный ребенок», «Застенчивый малыш», «Когда в семье брат и сестра», «Воспитание близнецов», «Когда родитель только один».

Формы работы на основе телепередач: КВН, педагогический ринг, «Моя семья», «Поле чудес» и. др. Представляют собой такую организацию мероприятия, когда в канву соответствующей телепередачи вплетается психолого-педагогическое содержание, вносятся игры, вопросы по проблемам развития, воспитания и обучения детей.

Тренинги. Предполагают организованное активное социально-психологическое    обучение   родителей   психологическим навыкам.  Например: «Тренинг общения с детьми», «Тренинг релаксации», «Как решать конфликты»:

Деловые и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для приобретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится», «Когда малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном месте»-

Радиовещание. Подразумевает передачу сообщений на различные темы развития, воспитания, обучения детей по радиосети дошкольного учреждения в те периоды времени, когда родители находятся в детском саду (приводят и забирают детей). Например: «Роль отцов в воспитании дошкольников», «Воспитываем самостоятельность у детей», «Чем отличается мир детей от мира взрослых».

Экскурсии. Проводятся  совместные посещения детьми, родителями, сотрудниками детского сада зон отдыха (парка, леса, реки), культурных, исторических мест (музеев, театров) в целях духовного обогащения, отдыха, общения, установления позитивных взаимоотношений, эмоциональной разгрузки.

Родительские школыПредполагают организованное коллективом дошкольного учреждения долговременное обучение взрослых для передачи психолого-педагогических знаний о дошкольном детстве с помощью различных форм: лекций, семинаров, тренингов, игр и т. д. На-пример: «Школа для пап», «Школа молодой семьи».

Клубы по интересам. Представляют собой объединение родителей для обмена опытом семейного воспитания, общения, приобретения знаний, реализации какой-либо деятельности, проведения активного досуга и т. д. Например: «Клуб бабушек (дедушек)», «Клуб мастеров», «Садоводы-цветоводы».

Совместная деятельность педагогов, родителей и детейВключает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков, украшений и др.

Дни открытых дверейПредставляют собой дни свободного посещения желающими (родителями и общественностью) детского сада с целью более детально ознакомиться с работой учреждения: занятиями, играми, режимными моментами, праздниками, развлечениями. Их количество и содержание определяется руководством детского сада.

Телефон доверия. Предполагает рекламу режима работы определенного телефонного номера, по которому желающие могут анонимно высказать свое мнение, получить ответ на вопрос, разъяснения, другую информацию у имеющихся в детском саду специалистов.

Совместные вечера, праздники и развлечения родителей с детьми и сотрудниками дошкольного учреждения. Организуются как активные, насыщенные Эмоциональным общением мероприятия, в процессе которых все участники имеют возможность не только пообщаться, но и получить необходимую информацию, показать достижения, отдохнуть, познакомиться поближе. Например: календарные праздники (Новый год), праздники семьи, мам, пап; литературные, музыкальные, спортивные, интеллектуальные вечера.

Концерты. Включают подготовленные детские, родительские, вос-питательские, совместные выступления: чтение стихотворений, исполнение песен и танцев, драматизацию сказок и других произведений.

Благотворительные акции. Организуются для материальной поддержки нуждающихся семей через сбор средств (одежды, игрушек, детских книг), оказание дополнительных бесплатных услуг.

Наглядно - информационные формы:

Родительские уголки. Предполагают представление в наглядной форме наиболее востребованной информации для родителей: о распорядке дня в детском саду, содержании воспитательно-образовательного процесса, об организации питания детей, а также психолого-педагогические, медико-гигиенические и другие сообщения.

Папки- передвижки, рукописные журналы. Представляют собой самостоятельную издательскую деятельность, в результате которой сотрудниками детского сада подбирается и оформляется в папки или журналы теоретический и практический материал, который будет обогащать знания и умения родителей по предложенной проблеме. На пример: «Развивающие игры для детей», «Что читать малышам», «Мир природы», «Азбука вежливости».

Выставки. Предполагают представление результатов индивидуальной и совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов. Например: выставка рисунков «Рисуют дети и родители», фото-выставки «Семьи наших воспитанников»-, «Домашние любимцы» (коты, собаки, птицы).

Обмен литературой. Подразумевает распространение психолого-педагогических знаний через аннотирование педагогами специальной литературы для родителей, которые могут знакомиться с ней в дошкольном учреждении и дома.

Видеосъемка. Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Например: «Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия».

      Список предложенных форм  сотрудничества не является полным и всеобъемлющим, так как ежедневная работа с родителям постоянно рождает новые и видоизменяет старые. Так, например, формы работы на основе телепередач появились в практике сотрудничества с семьей с рождением на телеэкране интерактивных игр со зрителями. Такая давно существующая наглядно-информационная форма, как папки-передвижки, трансформировалась в рукописные журналы или самостоятельную издательскую деятельность. Мероприятия, имеющие традиционную структуру (родительские собрания, лектории, конференции и другие), наполнились новыми приемами (интерактивными играми, диагностическими процедурами и т. д.).

     На сегодняшний момент многие формы работы с родителями используются в комплексе. В структуру любого мероприятия е участием родителей вносятся различного рода новые элементы в целях повышения родительского интереса к этим мероприятиям.  

        Неформальный подход к организации и проведению этих форм работы ставит перед необходимостью использовать разнообразные методы активизации родителей. Для этого надо давать им возможность  активно участвовать, говорить, спорить, играть, соревноваться. Включать решения кроссвордов; ролевые и деловые, подвижные игры; анкетирование; тестирование; обмен мнениями, решение проблемных ситуаций и т.п.

         В игровых методах использовать мячик, микрофон и т.п. Это могу быть игры-загадки, задания, связанные с перевоплощением в ребенка, творческие задания. Можно использовать метод игрового моделирования – это позволяет родителям расширить поле зрения на какую-либо проблему и на свое представление о ребенке. В условиях игровой обстановки родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком («Успокойте плачущего малыша», «Найдите подход к ребенку, не желающему выполнять вашу просьбу»). В игровом тренинге родители заново открывают для себя радость общения с ребенком.

        В работе полезно использовать анализ педагогических ситуаций, что помогает прийти к выводу, что методы воспитания надо применять гибко: учитывать особенности ребенка, его настроение, темперамент. Где уместно одно в другом месте неприемлемо.

     Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с использованием нетрадиционных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребенка, так и его ближайшего окружения. В ходе работы должны поддерживаться нормы взаимодействия: взаимоуважение, открытость к общению, доверие и т.д.

     Педагоги чаще должны смотреть на себя со стороны и стараться меняться в лучшую сторону, двигаться к совершенству.Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники УДО, педагоги, т. к. это Вы пришли работать с детьми, Вы получили специальное образование.

     Чтобы ваша работа с родителями строилась успешно, придерживайтесь следующих правил:

- никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка;

-отметьте сначала положительные факты его жизни;

-замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;

-если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;

-желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы, если не готовы сейчас – прямо об этом скажите;

-вселяйте в родителей веру в своего ребенка;

-щадите самолюбие родителей;

-не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей;


В современном обществе, многие со мной согласятся, учить детей легче, чем воспитывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку и это процесс постоянного творчества. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с учащимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы;

создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления. В решении воспитательных задач огромную роль играют информационно- коммуникационные технологии

Широкое внедрение ИКТ в воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, гипертекста, что способствует повышению эффективности педагогического труда

Программа воспитания, на основе которой строится работа, является примерной, именно поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске, корректируя её для работы в своём классе. Основными направлениями, по которым я работаю:

 1. Нравственно- правовое воспитание

2. Художественная деятельность и эстетическое воспитание

 3. Формирование здорового образа жизни

4. Познавательная деятельность

5. Работа с родителями

Работая по каждому направлению невозможно обойтись без современных информационно- коммуникационных технологий. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Достоинства мероприятий с использованием информационных технологий

Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя

  1. План воспитательной работы
  2. Социальный паспорт класса;
  3. Психолого-педагогические характеристики учащихся класса;
  4. База данных учащихся и их родителей

Диагностирование, анкетирование

Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel, которые позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. Такие наглядные результаты анкетирования интересны не только учащимся, но и родителям.

  1. Коммуникации

Для непосредственного общения с учениками и их родителями большие возможности дает Интернет. Для коллективного (и личного, в том числе) общения мы используем социальные сети: Контакт, Одноклассники, Друг вокруг

. Общение возможно через Гостевую книгу школьного сайта.

Для личного общения иногда мы используем электронную почту.

  1. Методическая работа сопровождение выступления на педсовете; для проведения семинара или творческого совещания; для обобщения собственного опыта.
  1. Внеклассные мероприятия Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.), которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а также позволяют экономить время проведения мероприятия; проведены мною с использованием мультимедийных презентаций, которые позволили наглядно продемонстрировать дополнительные материалы: иллюстрации, музыкальное сопровождение, графики, таблицы

Использование ИКТ на классных часах способствует: развитию интереса ребенка к классному часу; развитию умений и навыков работы с информационными ресурсами; эффективному управлению внимания учащихся; активизация познавательной деятельности; формированию навыков исследовательской работы; повышению информационной культуры Ученики приобретают опыт публичных выступлений, повышается самооценка, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. При подготовке и проведении внеклассных мероприятий с учащимися мы используем и другие прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся

Творческая работа с учениками  Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях.

8) Работа с родителями для коммуникаций; для проведения родительских собраний

Новые современные возможности помогают мне в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами.

Преимущества использования ИКТ

При помощи ИКТ классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания, на выступлении ШМО и педсовете. ИКТ позволяют разнообразить формы работы с учащимися Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание, методы и формы воспитания. Результаты этих изменений можно увидеть в следующем: происходит формирование личности в процессе приобретения знаний, умений, навыков; тесное взаимодействие процессов обучения и воспитания; познание мира осуществляется в результате создания его модели. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. И последнее, о чем не нельзя не сказать. Продвижение по выбранному пути – дело многотрудное и не скоро осуществляемое. Однако это путь творчества и развития Учителя и Ученика.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.